Выбор длины буксирного троса

После того как рассчитаны нагрузки на буксирную линию, выбирают длину буксирного троса, которая для морской буксировки должна быть такой, чтобы:

a) не было тормозящего влияния на буксируемый объект от кильватерной струи буксировщика;

b) обеспечивать удовлетворительную управляемость буксируемого объекта;

c) имелся достаточный провес буксирной линии и достаточная упругая деформация для смягчения рывков, которые оказывают суда каравана на буксирный трос вследствие ударов волн, качки, рыскания и т. д.;

d) обеспечивать возможность свободного орбитального движения обоих судов каравана на волнении.

Натурные испытания по определению мощности буксирования показывают, что при длине буксирного троса 3L, где L – длина буксировщика, продольная составляющая в кильватерной струе оказывает настолько малое влияние, что им можно пренебречь.

При длине буксирного троса, равной 2L, влияние кильватерной струи становится довольно заметным.

Во время буксировки в море неизбежны рывки на тросе. Причиной таких динамических нагрузок являются удары волн, рыскание и резкие изменения скоростей движения буксировщика и буксируемого объекта, качка и т.д. Смягчить эти динамические нагрузки можно использованием:

а) потенциальной энергии упругой деформации каната:

где Т – усилие натяжения в буксирной линии, кгс; l – длина буксирной линии, м;Е – модуль упругости троса, кгс/см2;

F –площадь сечения буксирного троса, см2;

б) потенциальной энергии веса буксирного троса, т.е. поднятием вверх центра тяжести кривой, по которой располагается трос. В этом случае чем ниже этот центр тяжести, тем на большую высоту он может быть поднят, и чем больше вес буксирной линии, тем большую кинетическую энергию она может компенсировать. Положение центра тяжести и вес буксирной линии находятся в прямой зависимости от длины буксирного троса.

Последнее, и самое главное, что требуется от буксирной линии, – это обеспечение свободы орбитального движения судов каравана при плавании в штормовом море. Для этого необходимо обеспечить горизонтальное перемещение от какого–то среднего положения в обе стороны на величину, равную половине высоты волны, а общее перемещение, которое будут иметь оба судна каравана, должно равняться высоте волны 2а = h.

Кроме того, должна быть известна горизонтальная проекция натяжения буксирного троса, равная тяге на гаке, которую обозначим Тo. При таких условиях можно определить степень расхождения судов за счет изменения формы буксирной линии и за счет ее упругих деформаций.

Допустим, А В (рис.6) представляет собой буксирную линию, по которой расположится буксирный трос между судами A и В. Проведем оси координат так, чтобы ось OY прошла через вершину кривой Н в направлении вверх, начало координат O поместилось на оси OY на расстоянии с от H, а ось ОХ была направлена вправо.

Напишем для этого случая уравнение буксирной линии:

здесь

Тo – горизонтальная проекция натяжения в цепи; она везде одна и та же и в нашем случае равна горизонтальному усилию в точке М;

q – масса 1 пог. м. буксирного каната в тех же единицах, что и Тo.

Горизонтальное перемещение точки М будет слагаться из разности х2–х1 (х1 – абсцисса точки при начальном значении Тo, а x2 – при конечном) и разности упругих удлинений

буксирного каната Δl2 – Δl1 при начальном и конечном значениях Т (Т – полное растягивающее

усилие в канате; Δl1 – упругое удлинение буксирного троса при начальном значении Т; Δl2 – при конечном).

Разность x2 – x1 может быть найдена следующим образом. Определяем разность l – х для конечного и, начального значений To. Тогда

Упругое удлинение может быть получено по формуле:

Натяжение может быть принято равным Тo, если величина с велика по сравнению с провесом каната y1 = f, как это видно из формулы.

Общее расхождение судов каравана

Как установлено выше, длина буксирной линии должна быть такой, чтобы было обеспечено расхождение судов каравана относительно друг друга на величину, равную высоте волны h, половина которой относится к одному судну, половина – к другому

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое морская буксировка?
  2. Какие бывают виды буксировки?
  3. Какие бывают способы буксировки?
  4. Как происходит подготовка несамоходного объекта к буксировке?
  5. Какие бывают типы буксирных судов?
  6. Какими бывают типы буксирных линий?
  7. Какими бывают способы крепления буксирного каната?
  8. Каковы особенности управления судном при буксировке в начале движения?
  9. Каковы особенности управления судном при буксировке в процессе рейса?
  10. Каковы особенности управления судном при буксировке при остановке движения?
  11. Какими могут быть особые случаи буксировки?
  12. Каковы составляющие нагрузки, возникающие в буксирной линии?
  13. Каков должен быть расчет тягового усилия буксировщика?
  14. Как выбирается буксирный трос?
  15. Каковы критерии выбора длины буксирной линии?


Использованная литература:

1. КДП Репетей В.Д.,КДП Гудко В.П. Морские буксировки. Учебно-практическое пособие. 2008

2. Шарлай Г.Н. Управление морским судном./ Шарлай Г.Н. - Владивосток. : Мор.Гос.ун-т, 2009. -503 с.

Подготовил

Доцент кафедры УС и БЖД на море ХГМА

К.Д.П., К.Т.Н.

Товстокорый О.Н.

Наши рекомендации