Основное уравнение лопастных машин

(уравнение Эйлера)

Уравнение Эйлера устанавливает зависимость между скоростями потока и энергией, сообщаемой жидкости.

Как известно из гидромеханики, если скорость жидкости или газа, протекающего по какому - либо каналу, меняется по величине или направлению, то на стенки канала действует сила Р, которая равна изменению количества движения в единицу времени:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Если жидкость протекает через вращающееся колесо, то на него действует момент, равный разности моментов количества движения входящего и выходящего потоков жидкости. Чтобы уравновесить этот момент количества движения, необходимо на колесо воздействовать равным моментом внешних сил, но в противоположном направлении.

Если через колесо протекает Основное уравнение лопастных машин - student2.ru , кг/с жидкости, то момент количества движения относительно оси вращения на радиусе r равен:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

В этом произведении Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Момент, с которым поток воздействует на вращающееся колесо (рис. 2.29), равен:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

тогда

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru

Рис. 2.29. Схема к выводу уравнения Эйлера

Удельная работа, передаваемая рабочим колесом газу, равна:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

а теоретический напор, создаваемый рабочим колесом при бесконечном числе лопаток - Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Если газ входит радиально на лопатки рабочего колеса ( Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ), то уравнение для теоретического напора имеет следующий вид:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Уравнение Эйлера для центробежного насоса можно представить в иной форме. Из треугольников скоростей следует

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru , Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

тогда теоретический напор равен

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru

где Основное уравнение лопастных машин - student2.ru - составляет величину работы (напора), которая затрачивается в колесе на повышение давления вследствие действия на газ центробежных сил;

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru - составляет величину работы, которая затрачивается в колесе на повышения давления вследствие снижения относительной скорости с w1 до w2;

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru - величина работы, затраченной на повышение кинетической энергии газа в колесе.

При сжатии без потерь статическое давление в рабочем колесе повышается на величину, соответствующую работе, называемой статическим напором:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

тогда динамический напор равен:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

а уравнение для теоретического напора имеет вид:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru

Отношение статического напора к теоретическому

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru

называют степенью реактивности лопаточных машин, которая показывает, какую долю составляет потенциальная энергия в общей энергии, передаваемой газу в рабочем колесе.

При отсутствии предварительного закручивания на входе С1u =0 и равенстве радиальных проекций абсолютных скоростей на входе и выходе из рабочего колеса С1r = С2r = С1

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru = Основное уравнение лопастных машин - student2.ru = Основное уравнение лопастных машин - student2.ru Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

Из треугольника скоростей на выходе следует:

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru ,

тогда степень реактивности равна

Основное уравнение лопастных машин - student2.ru .

С увеличением угла на выходе потока из рабочего колеса b2 степень реактивности уменьшается, повышается доля динамической составляющей, что нежелательно. Степень реактивности характеризует форму лопаток с точки зрения создаваемого ими статического напора. Машины с малой степенью реактивности имеют более низкий КПД, чем насосы с большей степенью реактивности. Это объясняется тем, что у лопаток с малой степенью реактивности динамический напор больше статического и поэтому выходные скорости достаточно высоки. Для их снижения используются диффузоры, которые имеют низкий КПД.

По степени реактивности различают три типа колес: реактивные (0,5 < q < 1); радиальные (q = 0,5); активные (0 < q < 0,5).

Колеса центробежных насосов, как правило, выполняют с загнутыми назад лопатками, хотя они создают меньший напор. Это обусловлено тем, что в рабочих колесах радиального и активного типа ( Основное уравнение лопастных машин - student2.ru 90°) межлопаточный канал получается коротким с большим углом диффузорности, в связи с чем гидравлические потери в таких колесах значительно больше, чем в межлопаточном канале реактивного колеса. С увеличением угла Основное уравнение лопастных машин - student2.ru форма рабочих характеристик приводит к неустойчивой работе насоса. В современных центробежных насосах лопатки выполняют загнутыми назад под углом 18 - 30°.

Наши рекомендации