Диагностика уровня математических представлений с использованием палочек Кюизенера.
Проанализировав психолого-педагогические исследования, я пришла к выводу, что палочки Кюизенера широко используются в мировой практике в современных технологиях обучения детей дошкольного возраста, являются одним из эффективных дидактических средств, способствующих математическому развитию дошкольников, доступны детям дошкольного возраста. Данный дидактический материал может являться средством развития математических представлений детей дошкольного возраста в силу его необычности, многовариативности, многофункциональности (сам по себе привлекает детей – красочностью, материал развивающий, строительный).
Мною была разработана методика исследования, направленная на выявление особенностей проявления детьми математических представлений в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Эксперимент проводился в ЦРР-детский сад № 54 «Рябинка» города Димитровграда. Учреждение работает по основной образовательной программе «Детство».
В своей экспериментально-исследовательской работе мы остановились на методе работы с палочками Кюизенера, а именно на степени развития математических представлений у дошкольников.
Цель: Выявить степень сформированности математических представлений у дошкольников.
Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка раздаточного материала);
2. Дать оценку степени сформированности математических представлений у дошкольников.
Для решения поставленных задач мы использовали методические рекомендации по развитию математических представлений, основанную на развивающих играх и занятиях с палочками Кюизенера.
В эксперименте участвовало 2 группы детей: экспериментальная (средняя группа «Б», работающая по методике обучения математике с использованием палочек Кюизенера) и контрольная (средняя группа «В», работающая по программе «Детство»). В каждой группе по 15 человек. На наше предложение поучаствовать в новой интересной игре дети откликнулись охотно и заинтересованно.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены четыре теста, в состав которых входили игровые упражнения с палочками Кюизенера.
Диагностические упражнения
1. «Составь число 5»
Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.
Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1), другой так (предъявление схемы №2), а как построишь ты?
Схема № 1 Схема № 2
Двусторонняя лесенка»
Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)
Помоги малышу»
Цель:выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.
Придумай игру»
Цель:выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.
Результаты выполненных заданий анализировались по следующим показателям:
- активность ребёнка в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность), самооценка)
- творческие проявления детей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов)
- принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях.
По ходу эксперимента были выявлены 3 уровня освоения детьми позиции субъекта в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.
4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.
1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.
Критерии эксперимента.
Высокий уровень- дети, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.
Средний уровень – дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.
Низкий уровень- сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого). На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай», не реагируют