Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений.

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное — нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит.

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere — добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) друг к другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют «производство», «создание», «преобразование» информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию, «глухие телефончики»). По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия).

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны.

Вопросы:

Какое определение информационного общества вам ближе?

Можно ли говорить о формировании в РФ специфической модели информационного общества?

Какие элементы должны быть включены в единое информационное пространство? В чём их единство?

Какие информационные процессы вы осуществляете на профессиональной основе?

Проведите сравнительную характеристику моделей информационной сферы общества. Какая из моделей вам кажется наиболее убедительной?

Практическое задание:

Опишите основные элементы единого информационного пространства муниципального образования. Обоснуйте свой ответ.

Раздел 8.
Правовое регулирование информационной сферы

Что такое право?

В узком понимании - система правил поведения, как corpus juris. В широком - как мера свободы личности.

А. Б. Венгеров определяет право как «...имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально-необходимого развития».

Строение информационного права, особенности правомочий и обязанностей субъектов, принципы и методы регулирования, структура и состав определяются, в первую очередь свойствами информации - основного объекта этого права - и особенностями общественных отношений, связанных с ней.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений - student2.ru

Непосредственными участком правового регулирования для каждой отрасли права являются отношения двух или нескольких субъектов, связанных определенным интересом относительно конкретного предмета в рассматриваемой сфере, или поведение субъекта права, которое оценивается с точки зрения интереса к этому предмету, всего общества, государства или других субъектов.

Пример - обращение гражданина в архив с запросом Архив в данном случае оказывает информационную услугу.

Выделяются:

1. Объект отношений - документ или его копия.

2. Отношения связанных, взаимодействующих субъектов по поводу указанного объекта, регулируемые нормами законодательства и подзаконными актами, т.е. предмет правового регулирования, (выделяется содержание прав и обязанностей сторон, участвующих в отношениях)

3. Предметная сфера права как совокупность норм, регулирующих режим объекта отношений с позиций общественного и государственного интереса, и норм, регулирующих порядок отношений субъектов.

Сложность состоит в том, что информация в определенных формах, как материальный или нематериальный предмет отношений входит элементом в любые правоотношения.

Предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворение потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере.

Наши рекомендации