Отказ в полете двух двигателей
Отказ двух двигателей определяется по резкой разбаланси-ровке вертолета: он разворачивается и кренится вправо, опускает нос, снижается. По приборам наблюдается резкое уменьшение оборотов несущего винта и компрессоров обоих двигателей, уменьшение температуры газов перед турбинами. Безопасная высота, необходимая для перехода на режим самовращения и посадки, зависит от скорости исходного режима полета: чем больше скорость, тем меньше безопасная высота. Так, например, если двигатели отказали на скорости полета 80— 100 км/ч — безопасная высота составит 200—210 м, а при скорости полета 180—200 км/ч—120—130 м. Безопасная высота полета, необходимая для разворота на 180° после отказа двигателей, составляет не менее 600 м. Чтобы исключить резкое уменьшение оборотов несущего винта и уменьшить величину вертикальной скорости снижения, необходимо при отказе двух двигателей немедленно опустить ручку общего шага вниз до отказа независимо от высоты полета и полетного веса вертолета, а затем ручкой общего шага установить обороты несущего винта в пределах 98—100%. При малом полетном весе вертолета и при минимальном шаге винта обороты его могут быть менее 98%, при этом минимально допустимые обороты 89%. Если же они будут ниже, значит, несущий винт имеет неправильную регулировку.
Для предотвращения разбалансировки вертолета необходимо одновременно с уменьшением общего шага винта парировать правый разворот движением левой педали вперед, правый
крен — движением ручки циклического шага влево и стремление к пикированию — движением ручки циклического шага на себя. Появившиеся нагрузки на ручке и на педалях снимать путем нажатия на кнопку снятия усилий.
Во избежание пожара следует прекратить доступ топлива в двигатели. Для этого необходимо закрыть краны останова и пожарные краны двигателей. После этого установить скорость планирования 140 км/ч для получения максимального времени планирования или 180 км/ч для получения максимальной дальности планирования.
Посадка производится с пробегом или с коротким пробегом в зависимости от характера посадочной площадки.
§ 9. ПОМПАЖ1 ДВИГАТЕЛЕЙ
Явление помпажа характерно для компрессоров газотурбинных двигателей. Компрессор рассчитывается на сжатие и подачу определенного расчетного количества воздуха в секунду. При этом коэффициент полезного действия компрессора должен быть наибольшим.
При работе каждой ступени осевого компрессора на расчетном режиме направление результирующей скорости Ш входящего потока воздуха (рис. 116, а) совпадает с направлением входных кромок рабочих лопаток, угол атаки потока на лопатки равен нулю. Поток плавно обтекает лопатки, и они создают минимальное лобовое сопротивление. При таком режиме потери энергии на вихреобразования будут минимальными. Если через компрессор протекает меньшее или большее количество воздуха по сравнению с расчетным, то такие режимы называются нерасчетными. Если через компрессор протекает количество воздуха меньше расчетного, то осевая скорость движения воздуха УОс уменьшается, и при той же скорости вращения компрессора угол атаки а увеличивается (рис. 116,6). В этом случае на спинке лопатки поток воздуха срывается, и создается вихревая зона — срыв потока. Вихревая зона нарушает плавное течение воздуха между лопатками. Но основной поток на короткое время сдувает вихревую зону, потом она возникает снова. Такое чередование вихревых зон за лопатками вызывает пульсации давления и скорости воздушного потока. Работа данной ступени компрессора становится неустойчивой. Такое явление и называется помпажем.
Пульсирующий поток воздуха поступает из первых ступеней в последующие и вызывает в них также неустойчивую, неравномерную работу. Возникает помпаж всего компрессора. Работа компрессора на таком режиме совершенно недопустима, так как уменьшается к. п. д. компрессора, повышается вибрация лопаток, что может привести их к разрушению. Компрессор кон-
В переводе с французского «помпа» — насос.
струируется так, чтобы в пределах эксплуатационных режимов помпаж не возникал. Это достигается соответствующим подбором профилей и углов установки лопаток, числом оборотов турбины компрессора и другими конструктивными мероприятиями.. Кроме того, у двигателей ТВ2-117 и ТВ2-117А явления помпажа предотвращаются клапанами перепуска и поворотными лопатками входного направляющего аппарата (ВНА) и направляющих аппаратов первых трех ступеней компрессора (НА),
'Зихребая |
сс/у зона <> ои |
а) ^ б) «
Рис. 116. Обтекание лопаток ступеней осевого компрессора:
о-расчетный режим; б-помпажный режим
воздуха осуществляется автоматически за VI ступе-
исходит без срыва потока, без образования вихрей, помпаж ппрлптроашается к п. д. компрессора увеличивается. Р Птные лопатки входного направляющего а
Принтом почти „а всем диапазоне оборотов турбокомпрессораЛ0»^\?Г^ГГ„;уатГцГ„^ат:ГтБ^П7А, как „а