Общая социология и социология управления.
Общая социология и социология управления.
Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.
Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.
Объект и предмет социологии управления.
Cоциология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управленияв условиях складывающихся в обществе социальных отношений.
Объект -управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
(системы управленческих взаимодействий)
Предмет - изучение, оценка и совершенствование процессов управленияразличных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. (складывающиеся в них управленческие отношения)
Задачи:
1)изучение реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
2)из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичныеи на этой основе обнаружитьтенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
3)объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иныеновшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.
4) построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем,т.е. прогноз ее совершенствования
5) сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.
Основные смыслы понятия управления.
Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
Диагностика как элемент управления.
Прогнозирование как элемент управления.
Школа человеческих отношений.
Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
ШЧО стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. ШЧО – гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в управленческой теории и практике. ШЧО считает первостепенными следующие принципы:
· развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;
·использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;
·стимулирование процессов групповой динамики;
· демократизация управления;
· гуманизация труда.
В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.
В ШЧО организация именуется общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных.
ШЧО и разработанная ею модель управления возникли в результате крупномасштабного и долгосрочного социального Хоторнского эксперимента.
Теория "человеческих отношений" – это современная концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:
· участие рабочих в прибылях монополий,
·приобретение рабочими акций,
· групповое страхование,
·посещение предпринимателями рабочих на дому,
·вручение праздничных подарков,
· совместные консультации рабочих и администрации,
·некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.
Расходы на эти мероприятия покрываются предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" – основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран.
Одним из основателей теории "человеческих отношений" стал Элтон Мэйо.
Смысл взглядов ШЧО на природу человека сводится к следующим положениям:
·человек – социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;
·человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современных технологизированных организациях;
·организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;
·для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;
·проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.
Теория Х и теория У.
Дуглас Мак Грегор – известный ученый в области лидерства назвал предпосылки появления авторитарного и демократического стиля руководства.
Теория Х – предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание способностей исполнителей:
· люди изначально не любят трудиться и по-возможности избегают работы;
· у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
· больше всего они хотят защищенности;
· чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Теория У – предположения руководителя-демократа:
· труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
· если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль;
· приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
· способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Общая социология и социология управления.
Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.
Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.