Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубов (5-7 кубов, разных по величине). Складывание 3-5 местных матрешек, осмысленное соотнесение частей ее (верх – низ). Уметь подобрать и сложить каждую матрешку отдельно, расположить их в ряд по величине, разобрать и собрать все вместе, вложив одну в другую.
Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец, не теряя принципа подбора, соотнося кольца, незначительно различающиеся по величине путем наложения.
Собирание пирамиды с более сложным принципом построения: пирамида с кольцами, имеющий разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца (требуется определенное положение кольца при его нанизывании на стержень); пирамида с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей.
К концу года дети должны научиться самостоятельно собирать эти пирамиды.
Элементарное конструирование
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции.
стул дом кровать стол снежинка лестница буквы: А Г Е Ж И К Л М Н П С Т Ш
Складывание разрезных картинок из 3-4 частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур: а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем; б) с экраном, т. е. по образцу, подготовленному учителем за экраном; ученик должен самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали и выполнить постройку.
Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стул, стол, кресло, кровать, этажерка;
рельсы для трамвая, поезда;
загон для животных;
ворота с аркой и забором;
мост со ступеньками и перилами;
дом;
дом с воротами и дорожкой.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мелких игрушек.
Работа с мозаикой
Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 1-м классе). Закреплять умения, приобретенные в 1-м классе.
Выкладывание прямых рядов:
из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами;
«чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т. д.).
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:
треугольник (по трем опорным точкам, в виде деталей мозаики, поставленных учителем);
прямоугольник (по четырем опорным точкам).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
дом с крышей и трубой; цветок на стебле;
букет (два-три цветка разного цвета на стеблях);
выкладывание свободного узора по замыслу детей.
мозаика «Сказка»;
прочное соединение деталей;
составление длинных рядов из одноцветных деталей;
составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
составление свободного узора по замыслу детей.
Лепка
Закрепить навыки обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе.
Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.
Приобрести новые навыки лепки.
Отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).
Защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).
Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать, одну часть к другой.
Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка), из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты; рыба; лопата; корзины с фруктами; тарелка с продуктами.
Буквы: А,О, У, М, П, Н, Т, Р, Ш, Л, Х.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их детали из пластилина определенного цвета.
Работа с бумагой
Закрепление умений и навыков, полученных в 1-м классе.
Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий: «наборная линейка» (без загиба боковых сторон), «мебель» из бумаги («стол», «скамейка») – без применения клея.
Знакомство с использованием гуммированной бумаги. Наклеивание готовых геометрических фигур из гуммированной бумаги в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме.
Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей: домик с крышей, гриб, морковка с зеленью и т. д. (из гуммированной бумаги).
Выполнение изделий из гуммированной бумаги: елочных украшений, цветных флажков – без применения ножниц.
Работа с нитками
Сортировка ниток по цвету.
Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.
Наматывание на катушку, клубок, картон.
Плетение косичек из толстых шнуров.
III класс
Предметные действия
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 2 классах.
Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук («Замочек», «Топор», Пальчики здороваются», «Шарик», «Щелчки»). Ввести выполнение этих упражнений двумя руками.
Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию.
Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет» из предметов определенного цвета, формы, величины (дается не больше 4-5 предметов).
Выбор предметов определенного цвета, формы, величины по представляемому образцу (с отсрочкой в 15-20 сек.).
Выбор по образцу и группировка (раскладывание) на скорость (соревнование между детьми – кто первый?).
Знать название цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый. (Самостоятельного названия последних двух цветов не требуется).
Знать название форм: куб, шар, брусок, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.
Дидактические игры
Продолжать проводить дидактические игры, которые давались в 1-2 классах, с усложнением задач и включаемого материала.
«Разложи в ряд» (чередование трех цветов, форм, величин).
«Картинное лото» : включаются картинки, изображающие мебель, транспорт, птиц, цветы.
«Картинное цветовое лото»: детям раздается не по одной цветной таблицы, а по две.
«Геометрическое лото»: на картинках изображены не геометрические фигуры, а предметы четко выраженной формы, близко к геометрической (книга – прямоугольник, мяч – круг и т. д.).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 12 фигур на доске), с использованием соревнования между детьми на скорость и правильность выполнения задания.
«Почтовый ящик»: также использовать соревнование и скорость выполнения.
Игры – загадки на соотнесение формы, цвета, величины.
«Поиск в окружающем»:
находить в обстановке класса спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».
предметы с заданными признаками (определенного цвета, формы, величины) – по представляемому образцу.
«Что лишнее»: исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории
«Чудесный мешочек»:
различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.
Собирание пирамид различных форм и величин, но с четко выделяемым принципом построения:
пирамиды с кольцами, имеющими разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца;
пирамиды с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей;
пирамиды из сдвоенных половин шаров, расположенных по убывающей величине.
К концу года дети должны научиться самостоятельно, собирать эти пирамиды, а также элементарно объяснять словами принцип их построения. («Внизу большой шар из двух половинок, одна половинка красная, другая зеленая, потом шар поменьше, тоже из двух половинок…, вверху самый маленький… и т. д.).