Современные тенденции развития организации
Традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями -> иерархические деловые структуры -> компании, основанные на знаниях и информации (П.Друкер)
Samsung – сейчас нанимает консультантов, чтобы помочь конгломерату создать холдинговую структуру. В Samsung в настоящее время входит 58 компаний, связанных друг с другом сложной системой перекрестного владения акциями. План – упрощение запутанной структуры бизнеса.
Причины появления новых организационных моделей:
1. Расширение коммуникация между конкурентами, клиентами, поставщиками
2. IT-Технологии
3. Формирование стратегических альянсов
4. Максимальное использование рыночных возможностей
5. Структурные подразделения = стратегические бизнес-единицы, отвечающие за прибыль
6. Филиальные формы связи в компании
7. Самостоятельное продвижение сотрудниками новых технологий
8. Принцип «рискового финансирования»
Основная черта компании будущего – принцип разнообразия: поиск идеальной организационной структуры, адаптированной к любой организации сменяется стремлением к многообразной концепции
Квазифирма = организация горизонтального ттипа = симбиотическая организация
Основные черты компании будущего:
1. Глобализация деятельности компании
2. Построение сетевых орг структур
3. Интеграция управления
4. Гибкость и адаптивность компании
5. Активное использование IT
6. Сценарный подход
7. Горизонтальный принцип работы
8. Формирование автономных команд
9. Открытые коммуникации с акционерами и конкурентами
10. Конкурентоспособность организации
11. Формирование инвестиционной привлекательности деловой структуры
Виды компаний будущего:
1. Горизонтальные корпорации
2. Эдхократические компании
3. Многомерные организации
4. Сетевые организации
5. Оболочечные компании
6. Виртуальные организации
Преимущества горизонтальных организаций:
- гибкость компании
- адаптация к изменениям рыночных условий
- сокращение нерациональных затрат
- мобилизация всех корпоративных ресурсов
ПРИМЕР: AT&T (американская телекоммуникационная и электротехническая компания) было – 16 тысяч человек в 130 бизнес процессах; стало – команды по 10-15 человек в 12 бизнес процессах
Групповой подход к проектированию орг структур: проявляется результат интеграции в группы специалистов, компетентных в своей области и не нуждающихся в дополнительных руководящих указаниях сверху
Эдхократическая: применима к нестандартных организациям (орг струкрута в форме круга, где ядро – высшее руководство, вокруг штаб квартира, вокруг менеджеры, вокруг специалисты, вокруг рабочие)
Сетевые компании – сети организации разбиваются на самостоятельные хоз единицы
28. Виртуальная организация: сущность и содержание
Виртуальная организация:
- организация (или юридически независимые организации), не имеющая географического центра и функционирующая через компьютерные сети;
- не юр.форма, не орг.схема, не информ.система с набором задач, а отношения, которые складываются между людьми при объединении усилий в направлении достижения целей;
- новая логика орг.отношений: динамика отношений участников в процессе интел.развития и достижения целей.
!Сетевая организация = прообраз вирт.организации (сеть поставщиков, производителей, клиентов, акционеров, субподрядчиков…)
Стратегия = пост.обновление выпускаемой продукции.
! Начало 70-х гг
Участникиработают в удаленном режиме в электронном пространстве:
- рекламные агентства;
- дизайнерские фирмы;
- разработчики компьютерных программ;
- аудиторы и бухгалтеры.
3 уровня виртуальной компании:
1. структурный = равноправное сотрудничество раб.групп, отделов, организаций;
2. организационный = отношения на основе компетенций, идей, мотивированности;
3. технологический = динамическое совершенствование бизнес-процессов.
Виртуальная организационная структура:
В центре – исполнительная группа, в стороны от нее – рекламное агентство, независимые продавцы (комиссионные агенты), иностранные заводы, независимый R&D консультант (карьерный консультант: research&development) – все взаимосвязаны.
Специфика виртуальных организаций:
1) незакрепленные рабочие места, мобильность;
2) основной корпоративный ресурс – ИТ;
3) рабочие группы, отвечающие за реализацию целей;
4) накопление корпоративного знания и управление им;
5) специалисты могут быть связаны с 2-3 виртуальными организациями одновременно;
6) модель принятия решений – нет необходимости координации из центра;
7) культура безотлагательности (ликвидация бумаги);
8) нет необходимости в командировках, отчетах;
9) нет офисной жизни, аренды;
10) грамотное распределение ресурсов, активов.
Статус сотрудника виртуальной организации:
Не функционер, занимающий определенную должностную позицию, а стратегический ресурс, представляющий собой совокупность знаний и умений, доступный для всех других сотрудников в рамках вирт.компании.
Virtual = не имеющий физического воплощения ресурс, который можно использовать без физического контакта с ним (виртуально).
Электронная (цифровая, веб, интернет) экономика – экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях (разработка и продажа программного обеспечения, электронные товары и сервисы, производимые электронным бизнесом и электронной коммерцией):
1) «прямая» (чистый онлайн-бизнес);
2) «косвенная» (цифровая деятельность смешанных предприятий).
!Расчеты за услуги и товары электр.экономики производятся электр.деньгами.
Основной критерий конкурентоспособности в e-экономике =гибкость, сверхбыстрая перестройка бизнеса, проведение орг.измененийàновая орг.форма, позволяющая людям объединяться для эффект.реализации рын.возможностей и развития сильных сторон.
Концепция электр.экономики появилась в последнем 10-летии 20-го века
Николас Негропонте в 1995 г:недостатки классических товаров (вес, сырье, транспорт) и преимущества новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, почти не нужно сырье, мгновенное глобальное перемещение).
Электронное правительство (Президент России, Правительство России):бизнес, граждане, региональные и местные органы власти.
Электронная коммерция (от англ. e-commerce) –сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением этих транзакций.
К электронной коммерции относят:
эл.обмен информацией (Electronic Data Interchange=EDI); эл.движение капитала (Electronic Funds Transfer=EFT); эл.торговлю (e-trade); эл.деньги (e-cash); эл.маркетинг (e-marketing); эл.банкинг (e-banking=дистанционное банковское обслуживание); эл.страховые услуги (e-insurance).
Киберкорпорация – организация, в которой практически все бизнес-процессы и взаимодействия заказчиков, поставщиков и сотрудников реализованы в эл.форме. Она приспособлена для существования в эл.экономике.
!Управление корпоративными ресурсами осуществляется в эл.форме.
В состав киберкорпорации (наряду с обычными структурами) входят: вирт.офисы и различные информационные структуры.
1978 г. – виртуальный офис –термин для обозначения офисных услуг коллективного пользования, которыевключают в себя:
- служебный адрес организации для получения корреспонденции;
- услуги пересылки почты;
- вирт.тел.номер;
- прием факса;
- обслуживание входящих звонков;
- услуги секретаря;
- аренда переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч.
«Виртуальный офис» = общий термин для описания среды, которая позволяет команде сотрудников эффективно вести бизнес, используя исключительно коммуникционные возможности Интернета (эл.документооборот, возможности социализации, централизованное хранение документов, размещение новостей…)