Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы

Составим на основе полученной математической модели ДПТ с ПВ в форме уравнений состояния (5) и (6) математическую модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы.

 
  Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 2. Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы

Преобразуем структурную схему модели ДПТ с ПВ. Для этого воспользуемся правилами преобразования структурных схем, известных в ТАУ.

 
  Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 3. Математическая модель ДПТ с ПВ после преобразования

Примеры моделирования электропривода с ДПТ с ПВ в форме структурной схемы

Пример 1. Rя=0.05; Тя=0.1 с; J=10; U=220 B; Mc=200 Нм.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Пример 2. Rя=0.05; Тя=0.1 с; J=10; U=220 B; Mc=200 Нм.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Пример 3. Rя=0.05; Тя=0.1 с; J=10; U=220 B; Mc=200 Нм.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

 
  Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

ГЛАВА 11. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ

Общие сведения об асинхронном электроприводе

Управление скоростью асинхронного двигателя (АД) можно осуществлять несколькими способами (три и более способов). Основным способом в настоящее время является метод регулирования скорости изменением частоты (и напряжения) питания статора.

 
  Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 1. Схема АД с короткозамкнутым ротором

Асинхронный электропривод имеет ряд преимуществ по сравнению с ЭП других типов.

Фазные напряжения, поступающие на обмотки статора, представляют собой симметричную трехфазную систему напряжений.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru ; Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru ; Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Соотношения для АД необходимы для анализа паспортных данных двигателя.

Синхронная скорость вращения вала АД в об/мин - Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru ; Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

где Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru - число пар полюсов АД;

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru - частота напряжения статора в Гц;

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru - скорость вращения вала АД в об/мин;

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru - скольжение вала АД.

Угловая скорость вращения вала АД в рад/сек – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru . Синхронная угловая скорость вращения вала АД в рад/сек – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru ; Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Момент АД – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru в Н*м;

Критическое скольжение вала АД – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru - уравнение механической характеристики АД.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru Векторная диаграмма напряжений питания обмоток статора АД представляет собой симметричную трехлучевую звезду. Пусть начальная фаза напряжения в фазе А равна нулю.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 2. Векторная диаграмма напряжений статора АД с короткозамкнутым ротором

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 3. Векторная диаграмма токов статора АД с короткозамкнутым ротором

Ток в фазе А статора – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Ток в фазе В статора – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Ток в фазе С статора – Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Конструкция АД

АД имеет статор и ротор, разделенные воздушным зазором. С целью снижения тока холостого хода (намагничивания) воздушный зазор выполняется минимально возможным. Активными частями АД являются магнитопровод и обмотки. Магнитопровод состоит из сердечников статора и ротора. Магнитопровод выполняется шихтованным - из листов электротехнической стали.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 4. Конструкция АД

В машинах малой мощности обычно применяют сталь марки 2013 с низким содержанием кремния, достаточно вязкую, позволяющую получать мелкие пазы сложной конфигурации. В АД средней и большой мощности используют сталь марок 2212, 2311 и 2411 с повышенным содержанием кремния. Эти стали более хрупки, что затрудняет их штамповку, но имеют низкие потери на перемагничивание и не требуют отжига сердечников статора и ротора после штамповки.

Обмотка статора, обычно трехфазная, располагается в пазах сердечника статора. Может выполняться однослойной (петлевой, концентрической, шаблонной), одно-двухслойной, двухслойной (петлевой). Фазы обмотки статора АХ, ВУ, СZ соединяют по схеме звезда или треугольник. Короткозамкнутая обмотка располагается в пазах сердечника ротора. Выполняется в виде беличьей клетки. «Беличья клетка» состоит из медных или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами. В двигателях малой и средней мощности «беличью клетку» обычно получают путем заливки расплавленного алюминия. В двигателях большой мощности «беличью клетку» выполняют из медных стержней, концы которой вваривают в короткозамыкающие кольца. В электрическом отношении «беличья клетка» представляет собой многофазную обмотку, соединенную по схеме звезда и замкнутую накоротко.

Принцип и режимы работы АД

При питании обмотки статора трехфазным током создается вращающее магнитное поле, синхронная частота которого равна Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru . Вращающее магнитное поле пересекает стержни обмотки ротора и индуцирует в них ЭДС.

Направление ЭДС определяется по правилу правой руки при вращении магнитного потока Ф по часовой стрелки. Под действием ЭДС в стержнях КЗ обмотки ротора протекают токи. Активные составляющие токов совпадают по фазе с ЭДС.

На стержни с током, расположенных в магнитном поле, действуют электромагнитные силы. Направление электромагнитных сил определяется по правилу левой руки. Суммарное усилие Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru , приложенное ко всем стержням ротора, образует электромагнитный момент М, увлекающий ротор за вращающимся магнитным полем. Ротор приходит во вращение. Установившаяся частота вращения ротора Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru соответствует равенству электромагнитного момента тормозному моменту. Такой режим работы асинхронной машины является двигательным.

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 5. Двигательный режим АД

В двигательном режиме Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru , а относительная разность частот вращения магнитного поля Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru и ротора Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru называют скольжением ( Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru ). Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru , о.е. или в % Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru . В двигательном режиме 1> s > 0.

АД может работать в генераторном режиме. Если ротор АД разогнать первичным двигателем до частоты вращения, то изменится направление ЭДС и активной составляющей тока в стержнях ротора и асинхронная машина перейдет в генераторный режим. При этом изменит свое направление и электромагнитный момент, который станет тормозным. В генераторном режиме АД получает механическую энергию от первичного двигателя, превращает ее в электрическую энергию и отдает в сеть, потребляя из сети реактивную энергию. При этом скольжение Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru .

Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru

Рис. 5. Режимы работы АД: а) генераторный;

б) электромагнитного тормоза

Режим электромагнитного торможения – это третий режим работы АД. Если изменить направление вращения ротора так, чтобы ротор и магнитное поле вращались в противоположных направлениях, то направления ЭДС и активных составляющих тока в стержнях будут соответствовать направлениям двигательного режима. В отличие от двигательного режима, электромагнитный момент направлен против направления вращения ротора и является тормозящим. Так как ротор вращается в обратном направлении магнитного поля, то в режиме электромагнитного торможения Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru и Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru . Двигатель будет потреблять из сети активную мощность.

Характернаяособенность асинхронной машины – наличие скольжения, т.е. неравенство частот вращения Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru и Математическая модель ДПТ с ПВ в форме структурной схемы - student2.ru . Только при указанном условии в стержнях ротора будет индуцироваться ЭДС и возникает электромагнитный момент. Поэтому машину называют асинхронной.

Наши рекомендации