Синтаксис и пунктуация (15 ч)
Главные и второстепенные члены предложения (ознакомительно). Предложения с однородными членами, связанными союзами и, а, но, и без союзов; интонация при перечислении, запятая между однородными членами предложения. Составление предложений с однородными членами.
Зак 943 33
Связная речь1
Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения.
Чистописание2 Коррекция и совершенствование графических навыков письма.
Повторение изученного за год (10 ч)
Слова с непроверяемыми написаниями3: автомобиль, агроном, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костер, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изучен
ные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
• писать изложение небольшого текста;
• списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов),
содержащих изученные орфограммы;
1 Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего програм
много материала.
2 Упражнения по каллиграфии проводятся по 5-8 мин на уроках русского языка.
3 Примерное количество слов для словарного диктанта в IV классе — 10—12.
г
• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, то
варищах, школе;
• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выра
жать просьбу, извинение, благодарность;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения из заданных слов;
• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные
ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звон
кие;
• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на
слоги, переносить слова с одной строки на другую;
• находить в словах и называть изученные орфограммы, обос
новывать их написание;
• различать и называть части речи: имена существительные,
имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (ис
пользуя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж
имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен
прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоя
щем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение
глаголов;
• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя па
мятку;
• различать предложение и слово, виды предложений по инто
нации;
• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
предложения в простом двусоставном предложении;
• устанавливать связь между словами в предложении по вопро
сам;
• находить в простом предложении однородные члены (как
главные, так и второстепенные);
• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст уп
ражнения, задание, образец, слова для справок;
• пользоваться школьными словарями, памятками, образцами,
таблицами.
Литературное чтение
Пояснительная записка
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
• формирование фонематического восприятия, звукового ана
лиза и синтеза;
• формирование, закрепление и постепенное совершенствова
ние навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы
разительного чтения вслух и про себя;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения
и дифференциации непосредственных впечатлений и представле
ний, полученных при чтении;
• формирование умений полноценно воспринимать литератур
ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом
единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во
левой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений и
чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего во
ображения, коррекция личностного развития ребенка;
• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми
рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
• развитие и расширение первоначальных знаний и представле
ний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта
ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познаватель
ной активности;
• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Программа по литературному чтению содержит следующие разделы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Тематика чтенияопределяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.
Умения и навыки чтения, работа над текстом.Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения рабо-
тать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.
Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов.
Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.
Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.
На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению.
Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение,для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:
• знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенны
ми для детского чтения, и с их авторами;
• воспитание читательской активности и любознательности;
• расширение и углубление знаний, получаемых в классе по
другим предметам;
• развитие индивидуальных интересов и склонностей;
• обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги
для чтения;
• предоставление учащимся детской литературы, входящей в
круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разно
образии;
• формирование интереса к книгам и положительного отноше
ния к самостоятельному чтению.
Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания.
В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-попу-
лярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.
Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.
В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы, конференции и т.п.
Программа
И класс(136 ч)1
Тематика чтения.Произведения устного народного творчества — стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные произведения писателей и поэтов прошлого и современности — в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и в отдельном красочном издании (для вне-классного чтения). Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.
Умения и навыки чтения.Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, при перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.
Работа над текстом.Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произведения и фамилии его автора, последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому зада-
Из расчета 4 ч в неделю.
нию; различать действующие лица и оценивать их поступки; составлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному; разделить текст на части по вопросам, определить с помощью учителя основную мысль прочитанного, пересказать содержание.
Формирование речевых умений в связи с чтением: умение находить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко характеризующие героя, природу, события, определять их значение и объяснять, почему это слово выбрано автором, как оно характеризует героя; различать простейшие случаи многозначности слова (крошка сын — крошка хлеба); близко к тексту и выразительно пересказывать сказку, басню в прозе, рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.
Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить задания и вопросы к читаемому произведению, выполнять их с помощью учителя; по названию находить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.
Наблюденияза сезонными изменениями в природе и труде людей в разное время года по изучаемым произведениям (в соответствии с программой курса «Окружающий мир»).
Экскурсиив природу, на близлежащие предприятия и к памятным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.
Формирование умений самостоятельно работать с книгой(проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспроизведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной теме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы; названий нескольких детских книг, фамилий детских писателей.