Синтаксис и пунктуация (15 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (ознакомитель­но). Предложения с однородными членами, связанными союзами и, а, но, и без союзов; интонация при перечислении, запятая меж­ду однородными членами предложения. Составление предложе­ний с однородными членами.

Зак 943 33

Связная речь1

Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описа­ние животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения.

Чистописание2 Коррекция и совершенствование графических навыков письма.

Повторение изученного за год (10 ч)

Слова с непроверяемыми написаниями3: автомобиль, агроном, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, гори­зонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, же­лезо, женщина, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, ка­лендарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, кос­тер, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, прави­тельство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электро­воз, электростанция.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изучен­
ные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

• писать изложение небольшого текста;

• списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов),
содержащих изученные орфограммы;

1 Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего програм­
много материала.

2 Упражнения по каллиграфии проводятся по 5-8 мин на уроках русского языка.

3 Примерное количество слов для словарного диктанта в IV классе — 10—12.

г

• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, то­
варищах, школе;

• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выра­
жать просьбу, извинение, благодарность;

• восстанавливать деформированные предложения;

• составлять предложения из заданных слов;

• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные
ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звон­
кие;

• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на
слоги, переносить слова с одной строки на другую;

• находить в словах и называть изученные орфограммы, обос­
новывать их написание;

• различать и называть части речи: имена существительные,
имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (ис­
пользуя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж
имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен
прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоя­
щем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение
глаголов;

• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя па­
мятку;

• различать предложение и слово, виды предложений по инто­
нации;

• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
предложения в простом двусоставном предложении;

• устанавливать связь между словами в предложении по вопро­
сам;

• находить в простом предложении однородные члены (как
главные, так и второстепенные);

• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст уп­
ражнения, задание, образец, слова для справок;

• пользоваться школьными словарями, памятками, образцами,
таблицами.

Литературное чтение

Пояснительная записка

Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органичес­кой частью систематического курса русского языка и литерату­ры. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и пони­мания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

• формирование фонематического восприятия, звукового ана­
лиза и синтеза;

• формирование, закрепление и постепенное совершенствова­
ние навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы­
разительного чтения вслух и про себя;

• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения
и дифференциации непосредственных впечатлений и представле­
ний, полученных при чтении;

• формирование умений полноценно воспринимать литератур­
ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом
единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во­
левой сферы детей;

• развитие нравственных и эстетических представлений и
чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего во­
ображения, коррекция личностного развития ребенка;

• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми­
рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

• развитие и расширение первоначальных знаний и представле­
ний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта
ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познаватель­
ной активности;

• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в про­цессе работы над текстами учебных книг для чтения, художествен­ной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспи­тания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

Программа по литературному чтению содержит следующие раз­делы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Тематика чтенияопределяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для де­тей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и со­временности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).

При работе по основным учебникам не следует гнаться за боль­шим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особен­ности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной рабо­ты, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассно­го или самостоятельного чтения.

Умения и навыки чтения, работа над текстом.Развитие и совер­шенствование правильности, беглости, выразительности и созна­тельности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрыв­ков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.

При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тек­сту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они уз­нали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения рабо-

тать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоя­тельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопро­сам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участ­вовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для со­ставления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение само­стоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.

Работа над литературным текстом предусматривает также посте­пенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитан­ного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пе­ресказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тек­сте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персона­жей из одного или разных рассказов.

Дети обучаются элементарному анализу художественных произ­ведений, практическому умению различать сказку, рассказ, ста­тью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель об­ращает внимание школьников на синонимы, образные выраже­ния, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития испы­тывают трудности в понимании смысла художественного произве­дения, в установлении причинно-следственных и временных свя­зей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художествен­ной выразительности, учителю необходимо опираться на деталь­ный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные вза­имосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать но­вые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подго­товка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.

Правильное восприятие текста связано с творческим и воссо­здающим воображением, оценочным отношением к прочитанно­му, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих ка­честв используют «словесное рисование картин» к тексту, творчес­кое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усилива­ет воспитательное воздействие произведения.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают ис­пользованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произно­шению.

Обязательным разделом работы над текстом является внеклас­сное чтение,для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:

• знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенны­
ми для детского чтения, и с их авторами;

• воспитание читательской активности и любознательности;

• расширение и углубление знаний, получаемых в классе по
другим предметам;

• развитие индивидуальных интересов и склонностей;

• обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги
для чтения;

• предоставление учащимся детской литературы, входящей в
круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разно­
образии;

• формирование интереса к книгам и положительного отноше­
ния к самостоятельному чтению.

Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потреб­ность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания.

В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-попу-

лярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, пове­ствующие о моральной силе человека.

Обязательным условием при руководстве самостоятельным дет­ским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обу­чения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользо­ваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.

В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы, конференции и т.п.

Программа

И класс(136 ч)1

Тематика чтения.Произведения устного народного творчества — стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные произведения писателей и поэтов прошло­го и современности — в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и в отдельном красочном издании (для вне-классного чтения). Традиционная тематика детского чтения: карти­ны родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь жи­вотных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.

Умения и навыки чтения.Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предло­жения, при перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.

Работа над текстом.Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произве­дения и фамилии его автора, последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому зада-

Из расчета 4 ч в неделю.

нию; различать действующие лица и оценивать их поступки; со­ставлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному; раз­делить текст на части по вопросам, определить с помощью учите­ля основную мысль прочитанного, пересказать содержание.

Формирование речевых умений в связи с чтением: умение нахо­дить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко ха­рактеризующие героя, природу, события, определять их значение и объяснять, почему это слово выбрано автором, как оно характери­зует героя; различать простейшие случаи многозначности слова (крошка сын — крошка хлеба); близко к тексту и выразительно пе­ресказывать сказку, басню в прозе, рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.

Формирование умений, необходимых для ориентировки в учеб­ной книге: умение находить задания и вопросы к читаемому про­изведению, выполнять их с помощью учителя; по названию нахо­дить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.

Наблюденияза сезонными изменениями в природе и труде лю­дей в разное время года по изучаемым произведениям (в соответ­ствии с программой курса «Окружающий мир»).

Экскурсиив природу, на близлежащие предприятия и к памят­ным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.

Формирование умений самостоятельно работать с книгой(прово­дится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспро­изведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной те­ме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), коре­шок, страницы; названий нескольких детских книг, фамилий дет­ских писателей.

Наши рекомендации