Послебукварный период (16 ч)

Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:

включающие слоги открытые и закрытые всех видов;

включающие твердые и мягкие согласные;

содержащие стечения согласных всех видов, и, твердый и мяг­кий (ъ, ь) знаки.

Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением соглас­ных всех видов; с разделительными твердым и мягким (ъ, ь) знака­ми; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2—4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух—четырех слов, напи­санные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тек­сты, умение отвечать на вопросы к ним.

Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текс­тов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение пред­ложения из текста и слова из предложения. Умение дополнить про­стое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антони­мов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, ко­
торые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использо­
вать в активной речи термины звук, буква;

' правила гигиены письма и чтения;

• наизусть три—пять стихотворений.
Учащиеся должны уметь:

' последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

• различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звон­
кие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать
в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый co-

гласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук;

• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными
буквами и, е, ё,ю,яи мягким знаком (ь);

• правильно писать строчные и заглавные буквы и их соедине­
ния; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш,
п-т, н-к, д-б, г-р, г-п, Р-П,Е-3);

• определять и обозначать в слове ударную гласную, использо­
вать термин ударение', делить слова на слоги, выделять предложе­
ние (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложе­
ние; вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти
слов; использовать термин слово;

• писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички
животных;

• списывать с печатного и рукописного текста слова и предложе­
ния, опираясь на орфографическое чтение и зрительное воспри­
ятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;

• писать под диктовку слова, написание которых не расходится
с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15—20 слов);

• читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты
(15-20 слов в минуту);

• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

• воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку,
стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую
оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстраци­
ям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний;

• употреблять слова приветствия, прощания, благодарности,
выражающие просьбу.

II класс(170 ч)

Фонетика и графика(45 ч)

Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове (конь,

1 Во 2 классе не с , 'дует проводить звуковой анализ слов с йотированными глас­ными.

спички). Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и и й- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правопи­сание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.

Ударение. Устные упражнения в выделении ударного слога в сло­ве. Произнесение слов с правильным ударением. Использование алфавитного указателя учебника «Произноси правильно слова». Обозначение ударной гласной в написанных словах. Выделение безударных слогов в словах с одной и несколькими безударными гласными (типа молодой). Различие в звучании гласных в ударном и безударном положении. Выделение в словах орфограмм, содер­жащих безударные гласные. Наблюдение за единообразием напи­сания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов как подготовка к изучению правила правописания безударных гласных в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук — луг). Наблюдение за единообразным на­писанием глухих и звонких согласных в конце слов, перед другими согласными и перед гласными (грибы — гриб). Нахождение в сло­вах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные, как подготовка к изучению правила правописания звонких и глу­хих согласных в конце слова.

Двойные согласные в наиболее употребительных словах.

Разделительный мягкий знак.

Письмо под диктовку предложений и слов, в которые входят из­ученные орфограммы.

Алфавит. Значение алфавита. Нахождение слова в словаре учеб­ника и в орфографическом словаре, распределение под руковод­ством учителя слов в алфавитном порядке (по первой букве).

Морфология(80 ч)

Подготовительные упражнения в использовании наименований предметов и явлений окружающего мира, их признаков и дей­ствий. Уточнение и обогащение словарного запаса путем употреб­ления слов, обозначающих растения, животных, природные явле-

ния, профессии людей, родственные отношения, предметы труда и быта и др.; свойства и признаки предметов по цвету, форме, ве­личине, по материалу изготовления как подготовка к изучению ча­стей речи.

Предметы и их названия^. Слова, обозначающие предметы. Имя существительное (введение термина в пассивный словарь). Во­просы начальной формы имен существительных кто? что?Пре­образование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существи­тельным в начальной форме и в косвенных падежах (без термино­логии).

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвеча­ющие на вопросы что делает? что делают? что делал! что дела­ли ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в пассив­ный словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение гла­голов.

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими предметы. Имя прилагательное (вве­дение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен прилагательных какой? какая? какое? какие? Имена прилагатель­ные, близкие и противоположные по смыслу.

Практические упражнения в употреблении имен и фамилий од­ноклассников, родителей, имен и отчеств учителей, названия род­ного города (села, деревни), улицы, ближайшей реки (озера), кли­чек животных. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, в клич­ках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер.

Изменение формы имен существительных (один — много, мно­го — один).

Употребление (устно и письменно) слов с наиболее распростра­ненными предлогами (в, из, к, на, над, от, по, под, с,у, между, за).Раздельное написание предлогов со словами.

Выделение изменяемой части слова. Окончание — изменяемая часть слова. Родственные слова. Подбор родственных слов. Выде­ление их общей части. Корень слова. Однокоренные слова. На­блюдение за единообразием написания гласных, парных звонких

1 При изучении частей речи используются рабочая тетрадь «Слова — названия предметов, действий, признаков» (авторы Е.В.Владимирова, Р.Д.Тригер) и Методи­ческие комментарии к рабочей тетради (автор — Р.Д. Тригер). — М.: Первое сентяб­ря, 2004.

и глухих согласных в слабой и сильной позиции в однокоренных словах. Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.

Наши рекомендации