Для тех, кто работает с пионерами
Центральный Совет ОО «БРПО»
Для тех, кто работает с пионерами
Выпуск № 4
(сборник методических материалов)
Минск
Пояснительная записка
Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе, по мнению аналитиков, заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Решение этой сложной задачи связано с принципиальными изменениями в социально-воспитательной системе, которая призвана ориентироваться на интересы и потребности личности в определении содержания, форм и методов. Происходящие изменения способствуют развитию нового положения современного подростка в социально-воспитательной системе, создают условия его активного включения в реальную действительность. В совокупности это обеспечивает субъективную позицию подростка, интенсифицирует процесс осмысленного освоения социума и культуры, как его важнейшей составляющей.
В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков. Именно детско-юношеские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его «жизненный опыт» как один из источников развития личности.
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» позволяет учащимся адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства. По Уставу цель организации сформулирована следующим образом: «Помочь ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества и мирового демократического сообщества».
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется, в первую очередь, в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям реализовывать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.
Сегодня по своей сути и содержанию общественная детская жизнь, ученическое самоуправление, общественные организации – это сферы, благоприятные для осуществления этих целей.
Современная пионерская организация дает много возможностей для воспитания, развития и образования. Жизнедеятельность ее строится исходя из модели активной личности, в основу которой закладываются ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Пионеры включены в разнообразную общественную деятельность.
Юный лидер детского объединения – человек, ведущий за собой своих друзей, членов своего объединения. Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь в детском объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.
В пионерской организации обучают активистов, общественников, членов ученического самоуправления.
Развитие и совершенствование системы ученического самоуправления нуждается в действенном педагогическом обеспечении.
Очень важной является проведение отчетно-выборной компании в пионерских дружинах. Ее правильная организация позволит определить удовлетворенность ходом реализации пионерских программ, работой пионерского актива, уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащимися.
Планирование деятельности в пионерской дружине.
Планирование является одним из важнейших элементов пионерской работы. Ясное представление вожатого о целях, задачах и принципах деятельности пионерской организации, о содержании, формах и методах пионерской работы позволяет достаточно обоснованно определить систему конкретных дел дружины и отрядов, четко расставить силы актива, добиться решения намеченных задач с минимальными затратами сил и времени и с положительным результатом.
При планировании деятельности пионерской дружины необходимо руководствоватьсяследующими документами:
-Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
-Закон Республики Беларусь " О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь".
-Устав общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация".
-Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы.
-Областная комплексная программа "Воспитание".
-Областная комплексная программа "Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми и учащейся молодежью".
-Республиканская, областная, городская, районная программы деятельности организаций ОО "БРПО".
Планирование эффективно, если вожатый учитывает и практически осуществляет основные методические требования:
-анализ пионерского коллектива;
-связь плана с окружающей социальной средой;
-определение конкретных воспитательных задач дружины;
-опора на инициативу и творчество пионеров;
-соответствие дел поставленным задачам;
-разнообразие форм работы;
-учет возрастных особенностей ребят, степени развития детского
коллектива, условий школы, традиций детского коллектива;
-согласованность и взаимосвязь плана работы дружины с общешкольным планом.
Этапы планирования.
1.Изучение документов государственных фондов, общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация", методической литературы по воспитательной работе, материалов периодической печати.
2.Анализ деятельности и уровня развития пионерской дружины за предыдущий год.
3.Определение целей и задач на планируемый период.
4.Выявление интересов, мнений и предложений ребят.
5.Определение путей взаимодействия с социальным окружением.
6.Определение форм и видов деятельности.
7.Обсуждение и утверждение плана работы.
8.Оформление плана.
Рекомендации
Заключение
Разработка программы детского объединения - процесс непростой, требующий определенного опыта и знаний от педагога. Но нельзя в программировании обойтись и без помощи детей, коллег. Они должны стать соавторами каждой программы, т.к. только заинтересованность ребят, содействие всех взрослых, причастных к деятельности детской организации, их активность на всех этапах программирования, сделают программу полезной и эффективной.
Важным представляется и то, чтобы разработка программы не превратилась в самоцель, как это уже было в прошлом с перспективным планированием воспитательной работы, а явилась настоящим подспорьем в деятельности детских объединений различных типов. Иначе все то, о чем говорилось выше, не имеет смысла.
Приложения
Приложение 1
Анкета для учащихся
«Быть пионером интересно ???»
Фамилия, имя_________________________________________________________________________________________школа______________________класс
1.Я имею поручение
- в классе (какое)_______________________________________________________
- в отряде (какое)_______________________________________________________
- в совете дружины (какое)_______________________________________________
- в городском совете (какое)______________________________________________
- нет поручений (почему)_________________________________________________
2.Мое поручение мне
- нравится (почему)______________________________________________________
- не нравится (почему)___________________________________________________
- хочу другое (какое)____________________________________________________
3.Больше всего мне нравится (нужное подчеркнуть)
- быть в роли организатора интересных дел;
- быть в роли художника-оформителя;
- заниматься информационным обеспечением интересных дел;
- предлагать идеи;
- быть просто исполнителем поручений;
- работать индивидуально;
- работать в паре;
- работать в группе;
- другое________________________________________________________________
4. Быть членом ОО «БРПО» мне не нравиться____________________________
_______________________________________________________________________
6. В ОО «БРПО» я хотел бы научиться____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Я горжусь тем, что я пионер (нужное подчеркнуть)
- да;
- нет;
- другое________________________________________________________________
8. В ОО «БРПО» я вижу перспективу развития себя как личности
- да (в чем это выражается)________________________________________________
______________________________________________________________________
- нет (причиной этому)___________________________________________________
- затрудняюсь ответить___________________________________________________
9. В ОО «БРПО» интереснее всего живется
- наследникам (почему?)_________________________________________________
- пионерам (почему?)____________________________________________________
- лидерам (почему?)_____________________________________________________
- другое_______________________________________________________________
10. Я хочу вступить в другое детское объединение
- да (в какую и почему)__________________________________________________
- нет (почему)__________________________________________________________
- другое _______________________________________________________________
Приложение 3
Лозунги пионерских сборов
1. Не бойся, что вносишь идеи простые, из банка идей отберем золотые.
2. Мысль толково излагай, если надо - повторяй.
3. Не думай, что в чем-то ты выше друзей, и нос задирать, задаваться не смей.
4. Доверие так понимать нужно: все проверяется делом, заботой и дружбой.
5. Всякое дело результат красит. Не стыдно в деле ошибиться, стыдно не уметь и не желать исправиться.
6. Принял решение – выполняй! Поручил другим – доверяй! Доверяя – проверяй! Проверяя – помогай! Помогая – не подменяй!
7. В отряде нет начальства, хозяин – коллектив.
8. Выбирают тебя куда-нибудь – чувствуй ответственность, не задавайся, завтра будешь подчиняться.
9. Четко уяснишь – лучше сделаешь.
10. Замечания принимаются, предложения выполняются.
Приложение 5.
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Планирование деятельности в пионерской
дружине. 4
3. Рекомендации по проведению отчетов
и выборов в пионерской организации 7
4. Методические рекомендации по разработке
программы детского объединения 9
5. Приложения 14
6. Литература 18
Центральный Совет ОО «БРПО»
Для тех, кто работает с пионерами
Выпуск № 4
(сборник методических материалов)
Минск
Пояснительная записка
Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе, по мнению аналитиков, заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Решение этой сложной задачи связано с принципиальными изменениями в социально-воспитательной системе, которая призвана ориентироваться на интересы и потребности личности в определении содержания, форм и методов. Происходящие изменения способствуют развитию нового положения современного подростка в социально-воспитательной системе, создают условия его активного включения в реальную действительность. В совокупности это обеспечивает субъективную позицию подростка, интенсифицирует процесс осмысленного освоения социума и культуры, как его важнейшей составляющей.
В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков. Именно детско-юношеские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его «жизненный опыт» как один из источников развития личности.
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» позволяет учащимся адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства. По Уставу цель организации сформулирована следующим образом: «Помочь ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества и мирового демократического сообщества».
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется, в первую очередь, в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям реализовывать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.
Сегодня по своей сути и содержанию общественная детская жизнь, ученическое самоуправление, общественные организации – это сферы, благоприятные для осуществления этих целей.
Современная пионерская организация дает много возможностей для воспитания, развития и образования. Жизнедеятельность ее строится исходя из модели активной личности, в основу которой закладываются ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Пионеры включены в разнообразную общественную деятельность.
Юный лидер детского объединения – человек, ведущий за собой своих друзей, членов своего объединения. Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь в детском объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.
В пионерской организации обучают активистов, общественников, членов ученического самоуправления.
Развитие и совершенствование системы ученического самоуправления нуждается в действенном педагогическом обеспечении.
Очень важной является проведение отчетно-выборной компании в пионерских дружинах. Ее правильная организация позволит определить удовлетворенность ходом реализации пионерских программ, работой пионерского актива, уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащимися.
Планирование деятельности в пионерской дружине.
Планирование является одним из важнейших элементов пионерской работы. Ясное представление вожатого о целях, задачах и принципах деятельности пионерской организации, о содержании, формах и методах пионерской работы позволяет достаточно обоснованно определить систему конкретных дел дружины и отрядов, четко расставить силы актива, добиться решения намеченных задач с минимальными затратами сил и времени и с положительным результатом.
При планировании деятельности пионерской дружины необходимо руководствоватьсяследующими документами:
-Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
-Закон Республики Беларусь " О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь".
-Устав общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация".
-Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы.
-Областная комплексная программа "Воспитание".
-Областная комплексная программа "Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми и учащейся молодежью".
-Республиканская, областная, городская, районная программы деятельности организаций ОО "БРПО".
Планирование эффективно, если вожатый учитывает и практически осуществляет основные методические требования:
-анализ пионерского коллектива;
-связь плана с окружающей социальной средой;
-определение конкретных воспитательных задач дружины;
-опора на инициативу и творчество пионеров;
-соответствие дел поставленным задачам;
-разнообразие форм работы;
-учет возрастных особенностей ребят, степени развития детского
коллектива, условий школы, традиций детского коллектива;
-согласованность и взаимосвязь плана работы дружины с общешкольным планом.
Этапы планирования.
1.Изучение документов государственных фондов, общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация", методической литературы по воспитательной работе, материалов периодической печати.
2.Анализ деятельности и уровня развития пионерской дружины за предыдущий год.
3.Определение целей и задач на планируемый период.
4.Выявление интересов, мнений и предложений ребят.
5.Определение путей взаимодействия с социальным окружением.
6.Определение форм и видов деятельности.
7.Обсуждение и утверждение плана работы.
8.Оформление плана.