Структура затрат рабочего времени при выполнении управленческих
Операций
Соотношение затрат рабочего времени при выполнении управленческих операций отражает характер и стиль управленческой деятельности. Так, большие затраты рабочего времени на выполнение информационно-технических операций свидетельствуют о недостаточном использовании средств вычислительной и оргтехники в практике управления. Большие затраты рабочего времени руководителей и специалистов на организационно-административные операции характеризуют неустойчивость функционирования управляемой и управляющей систем, вызванную недостатками управления.
Используя данные о структуре затрат, можно провести анализ соответствия фактических затрат рабочего времени планируемым, а также определить потери рабочего времени с точки зрения достижимости намеченных целей. Нетрудно определить пропорцию, в которой время расходуется на получение необходимой информации, распределение заданий и передачу полномочий, проведение совещаний, телефонные разговоры, на прочие вопросы, не подлежащие классификации. Можно определить, сколько времени тратит руководитель, специалист на каждый из видов работ, связанных с установившейся практикой или с решением повторяющихся задач, и сколько на одноразовые действия, собственно административную работу.
В процессе анализа результатов исследования использования рабочего времени важно получить ответы на ряд вопросов, которые приведены ниже.
Сколько времени тратится на выполнение специально выделенных работ? Для этого необходимо просуммировать время, потраченное на выполнение важнейших работ по дням и за весь период наблюдений. Выделенные важнейшие задачи могут быть важными для конечных или промежуточных результатов работы или стоять под особым контролем руководителя (специалиста).
Где выполнялась работа? Ответ на этот вопрос показывает количественные затраты времени в зависимости от места пребывания руководителя, специалиста.
С кем испытуемый связан по работе? Данный вопрос характеризует взаимоотношения руководителя как в процессе основной деятельности, так и вне ее. Одновременно полезно будет установить, как осуществляются взаимоотношения: по телефону, через личные контакты или через посредника.
Как формируется рабочий день? Рабочий день складывается из непродолжительных по времени отрезков или состоит из заранее запланированных функциональных блоков?
Какие затраты связаны с выполняемой работой? Если имеется возможность, то анализируется соответствие затрат времени затратам финансовых или других ресурсов при выполнении анализируемых работ.
Кто загружает время руководителя, специалиста? Анализируется зарегистрированное время в соответствии с тем, от кого зависели затраты рабочего времени. Здесь важно определить, в какой мере руководитель, специалист сам определяет использование своего рабочего времени и какова доля в использовании времени других лиц.
В какие дни недели и в какое время руководителю, специалисту не удалось достичь поставленной цели? При проведении такого рода анализа речь идет не о выявлении полной картины, а лишь о некоторых важных вопросах, связанных с распорядком рабочего дня, распределением фонда времени при решении задач с учетом его рациональной структуры.
В целях проведения более детального анализа видов деятельности и расхода времени в течение каждогодня исследуемого периода необходимо дать оценку каждой из выполненных работ по следующим критериям:
необходимость выполнения работы;
оправданы ли затраты времени на ее выполнение;
целесообразность выполнения работы;
сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы.
По данным критериям анализируется каждая из работ соответствующего дня исследуемого периода. При анализе определяется, соответствует ли данная работа критерию или нет, в зависимости от этого формулируется ответ «да» или «нет».
Определяется общая продолжительность работ соответствующего дня. По каждому из критериев определяется продолжительность
работ, по которым получен ответ «нет». Проводятся расчеты по сле
дующим соотношениям:
Если в результате анализа окажется, что более чем на 10% деятельность руководителя, специалиста является необязательной, то можно сделать вывод о том, что они имеют большие проблемы с установлением приоритетов в своей повседневной работе.
Если более чем в 10% случаев расход времени был велик, то особое внимание руководителю, специалисту следует обратить на вопросы организации труда (технические приемы, самодисциплина и т.п.).
Если в более чем 10% случаев исполнение работ было нецелесообразным, то внимание руководителя, специалиста должно быть обращено на проблему планирования затрат времени в течение рабочего дня.
Если более чем в 10% случаев момент исполнения работы был определен случайно, то руководитель, специалист испытывает трудности с составлением планов дня.
Анализ общих затрат времени в течение всего периода наблюдений целесообразно провести, используя специальную форму «Анализ затрат рабочего времени за период наблюдений». Очевидным является тот факт, что эффективность труда руководителя, специалиста определяется рациональным использованием рабочего времени и рациональной структурой фонда рабочего времени.
Обобщенные результаты изучения в течение двухнедельного периода наблюдений проблемы использования рабочего времени и его распределения при выполнении руководителями и специалистами своих должностных обязанностей, а также данные проведенных опросов этой категории лиц в организациях Москвы представлены в табл. 7.17.
Проведенный анализ затрат рабочего времени за период наблюдений показывает, что сверхурочная работа руководителей и специалистов отчасти стала привычной, воспринимается как норма.
Критический анализ затрат труда и времени позволяет обнаружить резервы времени, имеющие организационные упущения. Так, затраты времени на выполнение работ могут быть сокращены веред-нем на 15,5% за счет сокращения потерь времени и устранения имеющихся помех. В течение периода наблюдений имели место скрытые потери рабочего времени, когда на выполнение конкретной работы фактически времени тратилось гораздо больше за счет имевших место неточностей при постановке задач со стороны вышестоящего руководства.
Проводя анализ бюджета рабочего времени, следует учитывать, что используемые данные не всегда позволяют сделать надежные выводы о его качестве. Руководитель (специалист) должен критически проанализировать структуру затрат своего времени и качество своей работы, чтобы сделать правильный вывод о присущем ему индивидуальном рабочем стиле. Следует помнить о том, что в данном вопросе решающую роль играют специфика организации, конкретный уровень управления и особенности задач, стоящих перед руководителем или специалистом.
Полученные в результате исследования данные и их анализ позволяют сделать соответствующие выводы об использовании рабочего времени. Таким образом, анализ результатов исследования и принятие решений по ним составляют единый комплекс, который надлежит выполнить руководителю, специалисту после завершения периода наблюдения.
Общая оценка использования рабочего времени включает себя оценку распределения рабочего времени с точки зрения эффективности его использования.
Для оценки результативности использования затрат времени можно применить коэффициент К., рассчитываемый как отношение времени полезной работы (Р) к общему фонду времени (Ф), включая потери (П):
Степень рациональности использования затрат рабочего времени с точки зрения занятости руководителя, специалиста различными видами работ можно определить путем сравнения фактических затрат времени с плановыми, установленными в плановом бюджете.
При этом рассчитывается коэффициент рациональности использования рабочего времени К по формуле:
где У — фактический удельный вес i-ro элемента затрат рабочего
времени,%;
У.ш| — плановый удельный вес i-ro элемента затрат рабочего времени, %.
В оптимальном случае значение показателя К должно быть близко к единице. Чем ниже значение показателя, тем, следовательно, хуже использовано руководителем, специалистом его рабочее время.
Общая оценка степени рациональности использования рабочего времени может быть представлена показателем, определенным по формуле:
На заключительном этапе анализа целесообразно определить причины, мешающие рациональному использованию рабочего времени руководителя, специалиста. Успешному выполнению этого этапа работ может помочь рабочая таблица «Факторы помех», в которой следует зафиксировать все помехи, внутренние и внешние, которые мешают эффективно трудиться или нарушают запланированный трудовой процесс. К числу этих помех следует отнести телефонные разговоры, не связанные с выполняемой работой, личные контакты в рабочее время, время, потраченное на ожидание, и т.п.
При заполнении таблицы «Факторы помех» следует помнить о том, что фиксированию подлежат не только внешние, но и так называемые внутренние помехи, когда руководитель или специалист нарушает ход своего трудового процесса. Эти данные позволят определить вредные привычки и наиболее часто повторяющиеся ошибки того стиля работы, который практикует руководитель или специалист.
Перечень наиболее часто встречающихся в практике работы руководителей и специалистов «расточителей времени» приводится в табл. 7.18. Здесь также приводятся возможные причины потерь рабочего времени и советы, как от них избавиться. Однако следует помнить о том, что «расточители времени», как правило, у всех одинаковы, а причины и принимаемые решения по их устранения у каждого руководителя и специалиста могут быть разными.
Полученные в результате исследования данные и проведенный анализ должны обеспечить разработку практических предложений по рационализации использования рабочего времени руководителем, специалистом и по устранению основных причин потерь рабочего времени (табл. 7.19).
Таблица 7.19 План мероприятий по улучшению использования рабочего времени
Полученные аналитические данные и знания необходимо применять в повседневной практике с целью закрепления положительных сторон стиля работы, который практикует руководитель или специалист, и отказа от тех отрицательных его черт, которые удалось установить с помощью проведенного анализа.
7.9.4. Индивидуальное планирование рабочего времени
руководителя
Готовность руководителя (специалиста) к эффективной деятельности во многом определяется его повседневной работой. Решающее значение для формирования стиля руководства и эффективности работы руководителя имеет рациональное использование рабочего времени.
Важным шагом при создании эффективной системы управления собственным временем для руководителя является определение целей деятельности как на короткий, так и на длительный период. Управление на основе целей не связано с дополнительными усилиями, так как базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченныхдействий или мероприятий.
Цели, намеченные руководителем, не только определяют те действия, которые следует осуществить, но и стимулируют их исполнение. Постановка целей означает для руководителя сознательное осуществление своих действий. Целеполагание для руководителя действует как движущая сила, энергия которой исчезаетлишьтогда, когда цель достигнута. Цели, определяемые руководителем, должны быть:
реалистичными и конкретными;
ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата;
измеримыми и ограниченными по времени конкретными сроками.
Определение целей есть лишь начальный этап. Необходимо преобразовать цель в план действий по ее достижению. Необходимо определить степей и важности имеющихся целей и задач и решить, какие из них важнее всего, а с решением каких можно подождать. Успешное решение задачи выделения степеней важности сильно влияет на эффективность работы руководителя.
Предпосылкой достижения целей руководителем является использование его рабочего времени на реализацию мероприятий, которые ведут к этим целям. Многими руководителями «управляют» случайности. У них нет ясной базы для принятия решений при планировании времени. Последовательность их действий часто управляется внешними факторами. Существенными причинами этого является недостаток хорошо организованной базы для принятия решений, а также выработанная привычка планировать время, которая мало связана с желанием достичь поставленных целей.
Каждый день руководителю приходится принимать решения о том, как наиболее целесообразно использовать свое рабочее время. И очень важно органично связать планирование рабочего времени и желаемые результаты.
Введение периодов планирования времени руководителя будет способствовать более точной оценке обстановки в целом, облегчит выделение главного и повысит уровень исполнения.
Чтобы получить как можно лучшие результаты при планировании рабочего времени, руководителю необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. Поэтому следует иметь отдельный план для каждого периода.
При разработке плана каждого периода руководитель должен ответить на следующие вопросы: какова основная цель данного периода? каким количеством времени он располагает? в какой очередности должны быть выполнены основные задачи периода? какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены?
Важнейшим из всех периодов планирования для руководителя является день. Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени и не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть использовано применительно к прочим периодам планирования. Планирование на день создает предпосылки для того, чтобы жить в настоящем. План на день должен создать обзор всех дел, которые предполагается совершить в этот день, и помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
При разработке недельного плана рекомендуется уточнить конечные цели предстоящей недели и определить необходимые работы в
*
порядке их значимости. Вся разновидность работ предстоящей недели условно может быть представлена следующими тремя группами:
работы обязательные (важные и срочные) с точки зрения достижения конечных целей;
работы важные, но не срочные, к их выполнению следует приступить втом случае, если хватит времени на предстоящей неделе;
работы менее сложные и несрочные, они будут выполнены, если останется время на неделе.
В процессе недельного планирования рекомендуется уточнить заранее намеченные контакты и определить способы их осуществления.
По завершении рабочей недели необходимо дать оценку плану использования времени на неделю и достигнутым конечным целям.
Важнейшим звеном годового планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе ключевых результатов руководительдолжен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий год. Затем имеющееся в распоряжении руководителя время индивидуализируется в календарном плане работы настолько точно, насколько это возможно на год вперед.
После того как цели и задачи определены, руководителю необходимо решить вопрос о том, как будет организован контроль за ходом исполнения. При этом следует помнить, что контролируются именно цель, ее реализация, а не мероприятия, необходимые для ее достижения. При контроле результатов деятельности особое внимание должно быть уделено способу осуществления контроля.
Контрольза выполнением заданий и использованием времени является последним пунктом в системе индивидуального планирования. Контрольза ходом выполнения планов позволяет руководителю получать необходимую информацию для проведения анализа и определения путей совершенствования своей работы.
Наличие контрольных мероприятий позволяет руководителю определить, насколько удачным было планирование использования рабочего времени применительно к различным периодам планирования, и получить более обоснованную информацию о своих возможностях, ограничениях и об использовании рабочего времени.
Контрольные вопросы к главе 7
1. Укажите на современные тенденции и цели социального развития организации.
2. Раскройте сущность социального развития организации как
объекта управления.
3. Каковы основные факторы развития социальной среды орга
низации?
4. В чем состоят особенности функционирования социальной
службы организации?
5. Какие основные факторы характеризуют поведение личности?
6. Какой практический смысл имеет понятие «темперамент»?
7. В чем заключается особенность теории «я-образ»?
8. Приведите примеры действия защитных механизмов личности
в вашем подразделении.
9. Как взаимосвязаны на практике понятия «интерес», «мотив»,
«поведение»?
10. В чем заключаются роль и задачи коллектива при формирова
нии поведения человека?
11. Расскажите о стадиях развития коллектива вашего подразде
ления.
12. Чем помогают и чем мешают неформальные группы офици
альному руководителю коллектива?
13. Перечислите общие характеристики, касающиеся групп.
14. Что понимается под понятием «общие цели группы»?
15. Назовите и дайте краткую характеристику основных факто
ров эффективности группы.
16. Охарактеризуйте направления кризиса труда, стратегию и так
тику решения этой проблемы.
17. Сформулируйте политику в области организации оплаты тру
да и раскройте методы государственного регулирования в этой об
ласти.
18. Что такое минимальная заработная плата, каковы направле
ния и основы ее регулирования?
19. Что такое единая тарифная сетка? Каковы основные принци
пы ее построения?
20. Назовите основные характеристики тарифных сеток.
21. Перечислите основные тенденции в организации оплаты тру
да на современном этапе.
22. Сформулируйте основные понятия кадровой инноватики и
причины ее особой актуальности в период реформ.
23. Дайте определение кадровых нововведений и их характери
стику по фазам профессионального образовательно-трудового про
цесса (цикла).
24. В чем суть кадровой реформы и каково ее место в системе кад
ровых нововведений?
25. Что такое псевдонововведения в кадрах? Приведите приме
ры.
26. Раскройте понятие и цели инновационно-кадрового менедж
мента (И КМ).
27. В чем состоят функции и какова структура И КМ?
28. Назовите основные организационные формы обеспечения
кадровых нововведений.
29. Дайте характеристику основных этапов и методов реализации
и мотивации нововведений.
30. Раскройте содержание основных закономерностей межлич
ностного общения.
31. Каковы правила подготовки и проведения деловых бесед?
32. Что включают в себя правила конструктивной критики?
33. В чем состоит этика телефонного разговора?
34. Каких правил следует придерживаться при подготовке к пуб
личному выступлению?
35. Что является основной характеристикой конфликта?
36. Что представляет собой процесс управления конфликтами и в
чем его сложность?
37. Каковы негативные функции конфликтов в коллективе?
38. Каковы позитивные функции конфликтов в коллективе?
39. В чем состоят преимущества и недостатки различных форм
поведения личности в конфликте?
40. Каковы наиболее часто встречаемые причины конфликтов в
вашем коллективе?
41. Что позитивного может привнести организационный конф
ликт в ваш коллектив?
42. Как можно сформулировать рекомендации относительно по
ведения личности в конфликте?
43. В чем состоят особенности различных групп методов по ре
шению конфликтов?
44. В чем может состоять роль руководителя при решении конф
ликта в вашей организации?
45. Какие существуют методы управления стрессом?
45. Чем может быть вреден и полезен стресс?
47. Назовите основные факторы, порождающие несчастные случаи на работе.
48. Какие имеются возможности для предотвращения несчастных
случаев в организации?
49. Что, по вашему мнению, влияет на предрасположенность к
заболеваниям в ходе трудовой деятельности?
50. Назовите основные источники стресса на работе.
51. Объясните, почему безопасность в сфере бизнеса — это товар?
52. Раскройте основные направления обеспечения безопасности
предпринимательской деятельности.
53. Что входит в понятие «интеллектуальная собственность»?
54. Дайте определение управленческого труда. Что является пред
метом и продуктом управленческого труда?
55. Назовите факторы, существенным образом влияющие на ор
ганизацию личного труда руководителя.
56. Какие методы могут быть использованы для изучения содер
жания труда и структуры затрат рабочего времени руководителя (спе
циалиста)?
57. Какие этапы включают в себя методы исследования затрат ра
бочего времени?
58. Опишите содержание четырехкритериального анализа видов
деятельности и расхода рабочего времени руководителя (специали
ста).
59. С помощью каких коэффициентов может быть дана общая
оценка использования рабочего времени?
60. Каковы особенности составления недельного рабочего плана?
61. Что является важнейшим звеном годового планирования?