Управление социальным развитием организации

7.1.1. Социальное развитие организации как объект управления

Непременный объект управления персоналом — развитие соци­альной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалифика­ционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работни­ков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через по­средство труда в данной организации.

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, состав­ляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой орга­низации зависит от высокой результативности совместного труда за­нятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде — в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и по­требление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:

совершенствование социальной структуры персонала, его демог­рафического и профессионально-квалификационного состава, втом числе регулирование численности работников, повышение их обще­образовательного и культурно-технического уровня;

улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работ­ников;

стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициатив-

ного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

создание и поддержание в коллективе здоровой социально-пси­хологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгруп­повых связей, способствующих слаженной и дружной работе, рас­крытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;

обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;

рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлет­ворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах пи­тания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноцен­ное использование досуга.

Управление социальным развитием должно быть подчинено нор­мальному функционированию и рациональному использованию по­тенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Оно, как специфический вид менеджмента, имеет свой объ­ект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений.

Социальное управление по своему назначению ориентируется ис­ключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные пробле­мы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторон­него, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

7.7.2. Основные факторы развития социальной среды организации

Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду услови­ях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в

пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

К основным факторам непосредственной социальной среды органи­зации относятся:

потенциал организации, ее социальная инфраструктура;

условия работы и охрана труда;

социальная защищенность работников;

социально-психологический климат коллектива;

материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

Наши рекомендации