Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
3.6.1. Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом — это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.
Группировка нормативно-методических материалов, характеристика их содержания, примеры норм, нормативов, документов и наименования некоторых документов представлены в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Нормативно-методические документы системы управления персоналом
Группы нормативно- Примеры норм, Наименование методических Содержание документов ^ J^ документов документов документов н 1234 Нормативно-справоч- Включают нормы и норма- 1 ) Первичные операцией- Маршрутно-технологи-ные документы тивы, необходимые при ные нормы времени и ческая карта решении задач организа- расценки; нормы времени Операционно-технологи-ции и планирования труда на выполнение управлен- ческая карта в сфере материального ческих процедур Технологическая карта производства и управле- управленческих процедур ния Оперограмма 2) Производные нормы и Программа выпуска нормативы, полученные на деталей основе первичных (свод- Сменно-суточные ные нормы трудовых за- задания трат на изготовление продукции) 3) Нормы, установленные Инструкция вышестоящими организа- государственной циями или в централизо- налоговой службы РФ ванном порядке (нормы по применению закона налогообложения фонда РФ «0 подоходном оплаты труда; размер подо- налоге с физических ходного налога с физичес- лиц» ких лиц) Документы организа- Регламентируют задачи, 1 ) Законодательные акты Гражданский кодекс РФ ционного, организа- функции, права, обязан- по вопросам труда и кад- Кодекс законов о труде ционно- распоряди- ности подразделений и ров Закон «0 занятости тельного и организа- отдельных работников сие- нхеления РФ» ционно-методического темы управления персона- 2) Указы Президента РФ, Указ Президента РФ «0 характера лом; содержат методы и постановления и распоря- привлечении и использо-правила выполнения работ жения Правительства РФ вании в РФ иностранной по управлению персоналом по вопросам труда, оплаты рабочей силы» труда, охраны труда, заня- Постановление Прави-тости и т.п. тельства РФ «0 мерах по социальной защите инвалидов» 3) Руководящие документы Постановление Минтруда (положения, инструкции, РФ «Об утверждении та- методические указания, рифно-квалификацион- правила) и другие доку- ных характеристик по об мен ты Минтруда и других щеотраслевым должно- государственных органов стям служащих» Общеотраслевые методические указания «Нормативный метод планирования численнос ти служащих предприя тий и организаций отрас лей материального произ- __ _ водства» |
1234 4) Приказы, положения, Инструкция министер-инструкции, методические ства машиностроения об указания, правила и дру- улучшении условий труда гие документы министер- работников, занятых на ства, госкомитета, ведом- тяжелых и вредных рабо-ства, если им подчиняется тах организация 5) Приказы, положения, Правила внутреннего правила и другие докумен- трудового распорядка ты, издаваемые руководи- Коллективный договор телем организации или Положение о подразде-соответствующими подраз- лении делениями по вопросам Должностная инструкция труда, численности, опла- Штатное расписание ты труда и т.п. Документы техничес- Содержат правила, нормы, Нормы планировки поме- Временные санитарные кого, технико-экономи- требования, регламентиру- щения и рабочих мест нормы и правила работ-ческого и экономичен ющие стандарты всех кате- Стандарты качества, ТУ на никое ВЦ кого характера горий и видов продукцию Бизнес-план Часовая тарифная ставка Смета затрат на произ-Коэффициенты отчислений водство в фонд социального стра- Отчет о численности хования, медицинского работников организации страхования Система стандартов по Коэффициент доплаты за технике безопасности сверхурочные работы Типовые нормы времени Нормативы организации на разработку конструк-труда руководителей инже- торской документации нерных подразделений Рекомендации Международной организации труда о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте |
Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).
На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования. Так, важными организационно-распорядительными документами являются Правила внутреннего трудового распорядка,которые включают следующие разделы:
общие положения;
порядок приема и увольнения рабочих и служащих;
основные обязанности рабочих и служащих;
основные обязанности администрации;
рабочее время и его использование;
поощрения за успехи в работе;
ответственность за нарушения трудовой дисциплины.
Важнейшим организационным документом является Коллективный договор,разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор — это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год.
К документам организационно-методического и методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят:
Положение по формированию кадрового резерва в организации;
Положение по организации адаптации работников;
Рекомендации по организации подбора и отбора персонала;
Положение по урегулированию взаимоотношений в коллективе;
Положение по оплате и стимулированию труда;
Инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.
Разработку этих документов осуществляют работники соответствующих звеньев системы управления персоналом.
Важнейшими внутренними организационно-регламентирующи-ми документами являются положение о подразделении и должностная инструкция.
Положение о подразделении(отделе, бюро, группе и т.п.) — документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения кадровой службы: его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:
1. Общие положения (кому подчиняется данное подразделение,
степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми до
кументами оно руководствуется в своей деятельности, и т.п.).
2. Задачи подразделения.
3. Оргструктура подразделений (схема с указанием линейно-функ-
Циональной, методической и иной подчиненности отдельныхзвень-
£в и работников подразделения).
4. Функции подразделения.
5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями орга
низации с указанием информации, документации, получаемой и
передаваемой данным подразделением (от кого и кому, сроки и периодичность).
6. Права подразделения (в пределах возложенных на него функ
ций).
7. Ответственность подразделения (в рамках приданных ему пол
номочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).
Типовые положения о подразделениях, в том числе и по кадровой службе, содержатся в специальной литературе, но требуются их адаптация, уточнение применительно к каждой конкретной организации и подразделению.
Должностная инструкция— документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Она может быть составлена на основе типовых требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, но с учетом изменяющихся социально-экономических условий.
Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться по данной должности (или на данном рабочем месте), а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту, т.е. составить личностную спецификацию.
Для правильного и в полном объеме составления должностной инструкции необходимо иметь описание должности (рабочего места — РМ), в рамках которой выполняются функции, зафиксированные в ней.
В зарубежной науке и практике управления персоналом уделяется большое внимание вопросам анализа и описания должности (рабочего места) работы/процесса (эти понятия принимаются вданном случае как аналогичные), так как на их основе составляется личностная спецификация (требования к работнику). И в целом они являются фундаментом для многих процедур по управлению персоналом — рекламы, собеседования, тестирования, отбора, оценки, найма, служебного продвижения и т.д.
Требования к должности (РМ) формулируются на основе анализа и описания должности (РМ) и процессов, выполняемых работником. Порядок описания должности (РМ) и составления личностной спецификации показан на рис. 3.17.
Рис. 3.17. Стадии составления описания должности (рабочего места) и личностной спецификации
Анализ должности (РМ)—это определение наиболее существенных характеристик работы с помощью упорядочения и оценки информации, связанной с работником или работой. Информация может отражать содержание работы, выраженное в терминах конкретных рабочих или управленческих функций и процедур, или она может состоять из характеристик работника (практических навыков, знаний, способностей, допустимых отклонений и т.д.), требуемых для компетентного выполнения работы изданной должности.
Основными методами анализа должности (РМ), которые поодиночке или в комбинации могут быть использованы для сбора информации, являются: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Цель описания должности (РМ)— фиксация данных о содержании работы на данной должности (РМ). Такое описание включает следующие типовые разделы:
наименование должности (РМ);
кому подчиняется работник;
за кого непосредственно отвечает работник;
общая цель работы;
основные направления деятельности и задачи (их число ограничивается 6-7 основными задачами, которые характеризуют ключевые аспекты работы и отражают действия работника с помощью глаголов: отвечает, проверяет, составляет и т.д. Если возможно, задачи следует определять в конкретных параметрах, таких, как стоимость, выходной результат, время, скорость, расходы и т.п.);
условия работы и рабочая среда: температура, освещенность, вредные воздействия и т.п.;
рабочие взаимоотношения, т.е. наиболее значительные контакты данной должности (РМ) с другими как внутри организации, так и вне ее;
показатели ответственности (за подчиненных, результаты работы и т.д.).
Описание должности (РМ) осуществляет работник службы управления персоналом — специалист-аналитик работы. Описания необходимо разрабатывать для должностей всех уровней управления, так как они являются основой составления должностной инструкции.
Приведенная ниже типовая структура должностной инструкции (табл. 3.8) позволяет: (а) сбалансировать основные функции, права и ответственность по каждой должности; (б) обеспечить повышение эффективности управленческих работ за счет более совершенной технологии процесса управления путем рационализации порядка выполнения и взаимосвязи отдельных процедур и операций;
(в) устранить дублирование по отдельным функциям управления;
(г) упорядочить информационные потоки в организации.
Личностная спецификациявытекает непосредственно из описания
должности (РМ) и представляет собой набор требований, которые данная должность (РМ) предъявляет к работнику.
Наиболее полные основные требования к работнику были предложены английским профессором Алеком Роджером еще в 1930 г. В каждом конкретном случае их состав может изменяться (табл. 3.9).
В таблице выделены три категории качеств:
1. Основные требуемые качества, т.е. такие, без наличия которых
работа на может осуществляться на удовлетворительном уровне.
2. Желаемые качества: преимущество должно отдаваться канди
датам, обладающим ими, при условии наличия у них других главных
качеств.
3. Противопоказания: качества, автоматически исключающие
кандидатов, хотя и подходящих по другим параметрам.
3.6.2. Правовое обеспечение
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачиправового обеспечения системы управления персоналом:
правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками;
защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Правовое обеспечение системы управления персоналом включает:
соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений;
разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера;
подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных,
трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредствен но с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и т.п. — все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений. Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера.
В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования— Кодекс законов о труде РФ, постановления правительства РФ, акты Минтруда РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.
В условиях рыночных отношений сфера локального регулированиянеуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнениям, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Основные задачи юридического отделав этой области таковы: (а) разработка проектов нормативных актов организации; (б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их; (в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею; (г) информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде; (д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения.
В систему нормативных актово труде входят соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные), коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Правовые акты ненормативного характера— это распоряжения и Указания, которые могут издавать руководители службы управления Персоналом и всех ее подразделений.
*
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются:
Гражданский кодекс РФ;
Кодекс законов о труде (в редакции от 25 сентября 1992 г.);
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
Закон РФ «О занятости населения в РФ»;
Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»;
Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.
Контрольные вопросы к главе 3
1. Каковы цели и задачи организационного проектирования си
стемы управления персоналом?
2. Поясните содержание стадий организационного проектирова
ния системы управления персоналом.
3. Поясните содержание этапа технико-экономического обосно
вания необходимости совершенствования системы управления пер
соналом.
4. Поясните содержание задания на оргпроектирование.
5. Поясните содержание этапа разработки общего организацион
ного проекта.
6. Поясните содержание этапа разработки организационного ра
бочего проекта.
7. Поясните содержание этапа внедрения оргпроекта.
8. Какие целевые направления включает в себя блок социальных
целей?
9. Какие цели, как правило, ставит перед собой сотрудник орга
низации в процессе трудовой деятельности?
10. Какие цели по отношению к персоналу ставит перед собой
администрация?
11. Назовите основные функции службы управления персоналом.
12. Чем отличается в настоящее время состав функций кадровых
служб в отечественных и зарубежных организациях?
13. Раскройте основные варианты включения службы управления
персоналом в общую структуру управления организацией.
14. Какие типовые подразделения включает в себя оргструктура
службы управления персоналом крупной промышленной фирмы?
15. Опишите основные варианты видоизменения структуры службы управления персоналом в зависимости от особенностей (размера, финансовых возможностей и т.п.) организации.
17. В чем состоят идентичность и отличия между оргструктурой и целевой системой управления персоналом?
17. Что понимается под кадровым обеспечением системы управ
ления персоналом?
18. Охарактеризуйте количественный состав работников кадро
вых служб в России и за рубежом.
19. Составьте качественную характеристику работников кадровых
служб отечественных и зарубежных организаций.
20. Какие факторы влияют на численность работников кадровых
служб?
21. Поясните понятия: «профессия», «специальность», «специа
листы», «квалификация», «управленческая должность». Приведите
соответствующие примеры.
22. Что такое «делопроизводственное обеспечение» системы
управления персоналом?
23. В чем состоят функции делопроизводственного обеспечения?
24. Какие основные Государственные стандарты регламентируют
делопроизводство и оформление документов в кадровой службе?
25. Какие унифицированные системы документации ведутся в
кадровой службе?
26. Дайте определение категории «информационное обеспечение
службы управления персоналом» и выделите его главные характери
стики.
27. Какие требования предъявляются к качеству информации?
28. Какие организационно-методические требования предъявля
ются к разработке информационного обеспечения?
29. Какие данные можно использовать для выбора комплекса тех
нических средств? Назовите состав и последовательность операций
по выбору технических средств.
30. На какие классификационные группы могут быть разделены
технические средства, используемые в службе управления персона
лом?
31. Какова цель создания систем автоматизированной обработки
информации?
32. Из каких тенденций исходит автоматизация процедур обра
ботки информации?
—
33. На какие группы классифицируют СЛОИ организационные
формы использования вычислительной техники? Каковы отличи
тельные особенности каждой из классификационных групп?
34. В чем состоят преимущества и недостатки различных органи
зационных форм построения СЛОИ?
35. Каковы основные принципы построения, применения и со
вершенствования СЛОИ службы управления персоналом?
36. Что понимается под нормативно-методическим обеспечени
ем системы управления персоналом? В чем состоят задачи этого обес
печения?
37. Приведите примеры нормативно-справочных документов.
38. Приведите примеры организационных, организационно-ме
тодических документов.
39. Приведите примеры экономических, технико-экономических
и технических документов.
40. Объясните задачи и последовательность составления должно
стной инструкции.
41. Для чего нужна личностная спецификация? Какие требова
ния к работнику она включает?
42. Что понимается под правовым обеспечением системы управ
ления персоналом?
43. Приведите примеры законодательных актов централизован
ного и локального регулирования; нормативного и ненормативного
характера.