Трудовые ресурсы и проблема занятости

Осуществление политики, ориентированной на укрепление то­варно-денежных отношений, при водитк необходимости всесторон­него учета совершенно новых условий соединения работника, обла­дающего рабочей силой, со средствами производства.

Главной производительной силой общества являются трудовые ре­сурсы — носители отношений, складывающихся в процессе форми­рования, распределения и использования этих ресурсов.

Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.

Трудовые ресурсы как экономическая категорияотражают отноше­ния по поводу населения, обладающего физическими и интеллекту­альными способностями в соответствии с условиями воспроизвод­ства рабочей силы.

Трудовые ресурсы как планово-учетная категорияпредставляют на­селение в трудоспособном возрасте — как занятое, так и не занятое в общественном производстве.

Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособ­ное население. Это лица преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе.

В нашей стране это мужчины в возрасте 16 — 59 лет и женщины в возрасте 16 — 54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получаю­щих пенсии льготные или по старости.

Второй составляющей трудовых ресурсов является население стар­ше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную харак­теристики.

* •- •

Исходной базой для определения количественной характеристи­ки является фактическая и средняя численность населения. Послед­ний показатель используется при оценке и анализе демографического состава населения, среднего коэффициента и среднего темпа при­роста населения.

Трудовые ресурсы Российской Федерации в настоящее время со­ставляют 84 млн. человек, или около 60% общей численности насе­ления республики. Тенденция превышения смертности над рождае­мостью привела к резкому снижению удельного веса молодежи — основного источника пополнения трудовых ресурсов — и к дальней­шему старению населения рабочего возраста. Эта тенденция прогно­зируется и на ближайшее десятилетие. В результате доля молодежи предположительно упадет с 23,0% в настоящее время до 15,4% к 2005 г.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и професси­ональную трудоспособность.

Общая трудоспособностьпредполагает наличие у человека качеств (физических, психофизиологических, возрастных и т.д.), определя­ющих способность к труду вообще, не требующему специальной под­готовки.

Профессиональная трудоспособность —это способность к квали­фицированному труду определенной профессии, т.е. способность к конкретному виду труда, требующему специальной подготовки.

С точки зрения профессиональных способностей качественный состав трудовых ресурсов характеризуется образовательным уровнем и уровнем профессионального мастерства, являющимся не только специфической характеристикой трудовых ресурсов, но и показате­лем интеллектуального потенциала общества.

При анализе и оценке трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки учитываются такие показатели, как профессионально-квалификационная структура, удельный вес ра­ботников по всем видам деятельности, а также уровню квалифика­ции по отдельным половозрастным группам.

Одной из характеристик населения как производителя матери­альных благ является трудовой потенциал.Он включает совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность. Эти качества связаны:

со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал;

с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и уме­ний, определяющих способность к труду определенной квалификации;

с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей.

Таким образом, трудовой потенциал — понятие более широкое и глубокое, чем трудовые ресурсы. Это обобщающий итоговый показа­тель личностного фактора производства.

В 1996 г. в терминологию международной статистики труда было введено понятие «активное население». С этой точки зрения все тру­доспособное население состоит из экономически активного и неактив­ного населения. Под экономически активным населением при этом понимается население: (а) занятое общественно-полезной деятель­ностью, приносящей ему доход, т.е. население, предоставляющее свою рабочую силу для производства товаров и услуг, и (б) лица, ак­тивно ищущие работу. К этой категории не относятся лица, занятые уходом за детьми (отец — мать) и служащие в рядах Вооруженных Сил.

Наметившаяся тенденция изменения демографического состава трудовых ресурсов сказалась и на численности экономически актив­ного и занятого населения. Так, если на конец 1992 г. в составе тру­довых ресурсов (86,3 млн. человек) на экономически активное насе­ление приходилось 76,6 млн., а на занятое — 72,3 млн., то в конце 1995 г. трудовые ресурсы сократились на 1 млн. человек, экономиче­ски активное население составило 73,0 млн., а занятое в экономи­ке — 67,0 млн. человек.

Численность занятых в экономике сократилась в значительно больших размерах. В конце 1995 г. в отраслях народного хозяйства было занято примерно на 8 млн. человек меньше, чем в 1990 г.

Наибольшее сокращение числа занятых произошло в производ­ственной сфере, втом числе в промышленности — на 5,6 млн. чел., в строительстве— на 2,5 млн. чел., в науке и научном обслужива­нии — на 1,4 млн. человек. Если брать отрасли промышленности, то больше всего уменьшилась численность занятых в машиностроении (более чем на 3 млн. чел.), в химической и нефтехимической (более чем на 1 млн. чел.), влегкой промышленности (примерно 1 млн. чел.). В то же время численность занятых в топливно-энергетическом ком­плексе увеличилась примерно на 0,8 млн. человек.

Увеличение занятых произошло в основном в непроизводствен­ной сфере: в торговле — на 0,6 млн. чел., в здравоохранении, обра­зовании, финансово-кредитной сфере — на 0,3 млн. человек в каж-Дой из этих отраслей.

В экономической литературе нередко отождествляются понятия «использование рабочей силы» и «занятость».

Под использованием рабочей силы следует понимать:

уровень занятости трудоспособного населения общественно-по­лезным трудом;

распределение трудоспособного населения между отраслями, сфе­рами хозяйства и по территории страны;

эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве (эффективность труда — это лишь часть эффективно­сти использования трудовых ресурсов).

Что касается занятости, то эта категория выражает одну из сто­рон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную кооперацию на определенном рабочем месте. Заня­тость показывает, как трудоспособное населения обеспечено рабо­чими местами.

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (новая редакция закона — 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, «Российская газета», 6 мая 1996 г.), «заня­тость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением лич­ных и общественных потребностей, не противоречащая законодатель­ству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

С позиций Закона занятым считается население — трудоспособ­ные граждане, которые:

работают по найму, т.е. выполняют работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели);

имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью, отпуском и т.д.;

самостоятельно обеспечивают себя работой (предприниматель­ство, фермерство, индивидуальный труд и пр.);

проходят службу в рядах Вооруженных сил;

обучаются на очных отделениях учебных заведений.

К занятым относятся также выполняющие работы по гражданско-. правовым договорам, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.

В зависимости от уровня использования трудоспособного насе­ления различается несколько трактовок занятости: полная, рацио­нальная, эффективная, социально-эффективная, потенциальная.

В нашей стране до последнего времени под полной занятостью понималось поголовное вовлечение трудоспособного населения в об­щественное производство. В международной практике под полной занятостью понимается не поголовная занятость, а такое состояние, когда спрос на рабочие руки равен их предложению.

Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:

полноту включения в общественное производство активной части населения, т.е. степень удовлетворения населения в рабочих местах;

уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов как важнейшего элемента рациональной занятости;

соответствие занятости социально-экономическим запросам на­селения.

Вопросы занятости неразрывно связаны с безработицей, поэто­му проблема занятости решается как проблема занятости-безрабо­тицы.

Важнейшими факторами, определяющими использование трудо­вых ресурсов и формирующими рынок труда, который призван вы­полнять функции основного регулятора движения рабочей силы в народном хозяйстве, являются: многоукладность экономики, демон­таж административно-командной системы управления, перевод предприятий на эффективные формы хозяйствования.

В рыночном хозяйстве обязательно должны существовать опти­мальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естествен­ная норма безработицы. Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.

Естественная норма безработицыхарактеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро со­вершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зави­симости от колебания спроса и предложения рабочей силы. В эко­номически развитых странах естественная норма безработицы находится на уровне 5—12%.

Для исчисления уровня безработицы в мировой практике рассчи­тывается стандартный уровень безработицы. С учетом специфики нашей статистики уровень безработицы (УБ) может быть рассчитан по следующей формуле:

Трудовые ресурсы и проблема занятости - student2.ru

где БР — не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистри­рованные в службе занятости в качестве ищущих работу; 3 — занятые в народном хозяйстве;

(3 + БР) — численность экономически активного населения. Рассчитанный по формуле показатель безработицы превышает официально признанный (при расчете официального уровня безра-

2-224 - 33

ботицы принимается во внимание все трудоспособное население, а не только экономически активное), недалек от фактического уров­ня, так как не отражает, например, скрытую безработицу. Вместе с тем граждане, не зарегистрированные в службе занятости, не вклю­чают работников, фактически ищущих работу.

Рынок труда в настоящее время является наиболее стабильным элементом российской экономики. Уровень официальной безрабо­тицы составил на начало 1995 г. 2,2%, что выглядит парадоксально на фоне 27% спада производства, значительного снижения инвести­ций и многократного повышения цен.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если рассчитывать уровень безработицы по методологии МОТ (фактически безработные по от­ношению к численности экономически активного населения), то в этом случае безработицу в 1995 г. можно определить на уровне 8,2%. И это без скрытой безработицы, за счет которой данный показатель может возрасти примерно в 1,5 раза.

Рассмотрим по возможности подробно сущность, виды, причи­ны возникновения безработицы и ее тенденции.

Прежде всего безработица может быть вынужденной и доброволь­ной. Последняя имеет признаки естественной. К этому виду отно­сятся фрикционная и институционная безработица.

Фрикционную безработицусоставляют люди, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе движения, перехода на новое место работы. С 1994 г. с предприятий выбывало в среднем 26% среднесписочной численности работников. Не отличались ста­бильностью кадров и отрасли, связанные с функционированием ры­ночного хозяйства (кредитование, страхование, операции с ценными бумагами и недвижимостью). Состав работников в этих отраслях об­новился на 40-50%, а интенсивность движения кадров в 1,5-2 раза превышала показатели по народному хозяйству.

Фрикционная безработица имеет низкую продолжительность; по этой причине находящиеся в поиске работы граждане в большин­стве случаев (более 50%) находят работу самостоятельно.

Институционная безработицапорождается институтом социаль­ной защиты безработных (при этом чем выше пособие, тем продол­жительнее время поиска нового места работы), а также таким факт тором, как повышение гарантированного минимума заработной платы. Этот вид безработицы провоцируется и несовершенством на­логовой системы. Действительно, чем выше ставки подоходного на­лога и ниже доходы работников, чем меньше разница между дохо-

дом и социальными пособиями, тем меньше у них желание трудить­ся и тем более длительными оказываются сроки поиска работы. Ин­ституционная безработица связана также с несовершенством инфор­мации о наличии свободных мест, с инерцией рынка рабочей силы.

К вынужденной безработицеотносятся технологическая, структур­ная, конверсионная, экономическая, молодежная, маржинальная.

Технологическая безработицапорождается переходом к новым по­колениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда часть рабочей силы становится либо лишней, либо требует нового, более высокого уровня квалификации и пере­профилирования.

Структурная безработицасвязана с масштабными структурными преобразованиями экономики, закрытием устаревших предприятий, сокращением численности управленческого персонала. Ей сродни конверсионная безработица, возникающая при сокращении заня­тых в отраслях военной экономики и в армии.

Тенденции в этой части факторов безработицы таковы:

при переходе к современной технологии и под влиянием эконо­мического кризиса и далее будет сокращаться численность занятых;

очевидно, что только к концу 1996 г., когда могут заработать ме­ханизмы структурной перестройки, сокращение занятости приоста­новится, а в дальнейшем и стабилизируется, но на уровне, более низ­ком по сравнению с современным.

Экономическая безработицавызывается конъюнктурой рынка, по­ражением части производителей в конкурентной борьбе. Свертыва­ние убыточных производств происходит под влиянием закона о банк­ротстве и по причине отказа Правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия. Растет количество госорганизаций, официаль­но признанных неплатежеспособными (например, решено прекра­тить финансирование крупнейшего в стране завода сельскохозяй­ственного машиностроения «Ростсельмаш»), работники которых пополняют рынок труда.

Маржинальная безработица— безработица слабозащищенных слоев населения. К ним относятся как молодежь, так и женщины, ищущие работу после перерыва в работе в связи с уходом за мало­летними детьми.

Молодежная безработица(к молодежи по статистике относятся граждане в возрасте от 16 до 29 лет) обычно наблюдается на двух эта­пах: (а) после окончания школы, если не удается поступить в высшее или среднее учебное заведение, либо трудоустроиться, и (б) после окончания учебных заведений, если не удается устроиться на работу.

В настоящее время удельный вес молодежи в общей численности безработных несколько снизился, но все еще составляет довольно значительную величину — 35%.

Вместе с тем возникает проблема трудоустройства молодежи до достижения трудоспособного возраста. Следует учесть, что в зако­нодательстве нижний порог присвоения статуса безработного — 16 лет. Конечно, службы занятости не отказываются в подборе работы юношам и девушкам моложе 16 лет, однако статус безработного, а следовательно, пособие по безработице они получить не могут.

Тяжелое материальное положение семьи и общая социальная на­пряженность заставляют и учащуюся молодежь подыскивать себе ра­боту: в 1994 г. в службу занятости обратилось 500 тыс. несовершен­нолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, что в 8 раз превышает показатели прошлого года.

Молодежная безработица очень опасна. Именно из этого слоя по­полняются ряды преступников, наркоманов, экстремистских поли­тических течений.

Хотя женская занятостьпродолжает сокращаться высокими тем­пами, безработица имеет «женское лицо». Происходит вытеснение женщин из значительного числа видов занятости.

Наблюдаются новые тенденции в сфере занятости женщин. Сре­ди них можно выделить такие, как:

изменение женского стереотипа занятости, особенно в сфере кре­дитования и страхования, где растет доля занятых мужчин;

изменение шкалы престижности профессий, традиционно счи­тавшихся женскими, в частности в сфере бухгалтерского учета и бан­ковского дела;

усиление прямой и косвенной дискриминации женщин в сфере занятости, особенно в негосударственных секторах экономики.

Женская и молодежная безработица сказывается на материальном благополучии семьи и требует специальных программ поддержания занятости этих категорий населения на достаточно высоком уровне.

По времени возникновения безработица может быть сезонной и цикличной, т.е. возникающей в определенное время года, а по месту возникновения — региональной. Особенно высокий уровень безра­ботицы, в 3— 4 раза превышающий средний по России, наблюдает­ся в Ивановской и Костромской областях.

В зависимости от величины временного интервала безработица может быть продолжительной(4 — 8 месяцев), длительной(8 — 18 ме­сяцев) и застойной(более 18 месяцев). В случае застойной безрабо-

тицы часто наступают необратимые изменения в отношении к тру­довой деятельности; снижается желание искать работу самостоятель­но; происходят общая дисквалификация, потеря трудовых навыков, привыкание к низкому уровню жизни. Эти явления характерны для тех слоев общества, от которых исходит угроза его социальной ста­бильности. Такие безработные составляют сейчас более 25% общей численности безработных.

В распределении безработных по продолжительности «безработ­ного состояния» выявились следующие тенденции:

незначительно увеличилась продолжительная безработица, охва­тив больше четверти безработных;

на несколько долей процентного пункта снизилась длительная безработица;

незначительно возросла доля молодежи среди длительно безра­ботных, что говорит о затухающей динамике этого процесса.

Безработица может быть скрытой и легализованной, или откры­той, создавая тем самым скрытый и открытый рынок труда.

Официальная часть открытого рынка трудавключает свободную ра­бочую силу, вакансии, зарегистрированные в службе занятости, и уче­нические места, зарегистрированные в системе формального проф­образования.

Неофициальная часть открытого рынка трудааккумулирует ту часть вакансий, учебных мест для приобретения новых профессий, а так­же предложений рабочей силы, которые не охвачены услугами орга­нов трудоустройства и учебных структур формального образования и где потребность в трудоустройстве удовлетворяется на основе пря­мых контрактов с работодателями или различного рода негосудар­ственными посредническими структурами. Границы неофициаль­ного рынка весьма гибки, подчинены изменениям соотношения спроса и предложения рабочей силы, в чем отражаются воздействия многочисленных факторов.

Вынужденная безработицав условиях экономики с глубокими де­формациями рыночных отношений зачастую приобретает скрытый характер. Скрытый рынок труда образуют работники, для которых вероятность потерять работу очень велика, а среди них прежде всего те, которым приходится трудиться в условиях неполного рабочего Дня или недели. По официальной статистике они не относятся к без­работным. К скрытому рынку относятся также люди, которые отча­ялись найти работу и, утратив право на получение пособия, отказа­лись регистрироваться на бирже труда.

Гипертрофия скрытого рынка труда — отличительная черта пере­ходного периода, в условиях которого при недостаточности средств для проведения действенных мер по социальной защите вынужден­но незанятого населения государство стремится переложить часть этих функций на администрацию и трудовые коллективы.

По данным официальной статистики, открытый и скрытый ры­нок соотносятся как 1 : 5, а внутри открытого рынка официальная и неофициальная часть— как 1 : 2,5. Прогнозируется переход скры­той безработицы в открытую, а реальное число безработных в бли­жайшие годы может возрасти до 14 — 15% экономически активного населения.

В ходе разработки новой политики занятости прежде всего при­нято законодательство в этой области и определены новые подходы к самому понятию «занятость».

Гражданам предоставляется право не только выбирать профес­сию и место работы, но и самим решать — работать или не работать, если они имеют законный источник существования. То есть допу­скается незанятость граждан в общественном производстве при на­личии дохода, декларируемого в установленном порядке.

В нормативных документах учитывается многообразие форм за­нятости и предусматривается равное право работать на предприяти­ях всех видов собственности, а также на условиях открытия само­стоятельного дела. В настоящее время основная часть работников занята на приватизированных предприятиях, а прирост занятых в не­производственной сфере все еще не адекватен численности работ­ников, высвобождаемых из материального производства. В государ­ственном секторе экономики трудятся менее половины общей численности занятых в народном хозяйстве.

Для сравнения: в 1990 г. численность занятых в государственном секторе составляла 82%, в 1991 г. — 76%, в 1992 г. — 67%.

Еще меньше составиладоля занятых в государственном секторе в среднесписочной численности, динамика которой в 1994 г. по квар­талам представлена в табл.1.1.

Наряду с сокращением занятости в государственном секторе на­блюдается тенденция повсеместного сокращения занятости в офи­циальном секторе экономики в пользу так называемого неформаль­ного сектора экономики, приносящего занятым в этой сфере доходы, не облагаемые налогом. Тенденция сокращения занятости в офици­альном секторе наблюдается по всем регионам России.

Трудовые ресурсы и проблема занятости - student2.ru

В структуре занятости по отраслям промышленности происхо­дит интенсивный сдвиг регрессивного характера — сокращение чис­ленности занятых в таких отраслях, как нефтехимия, лесная промыш­ленность, машиностроение, легкая, что влечет уменьшение доли обрабатывающей промышленности. В результате происходящих из­менений в отраслевой структуре занятости стабильно увеличивает­ся доля занятых в непроизводственной сфере: с 29,6% в 1993 г. до 33,4% в 1995 г.

Распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и от­раслям народного хозяйства относится к видам занятости.

Формы занятости — это организационно-правовые способы, усло­вия трудоиспользования.

По форме занятости следует прежде всего различать занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

Регламентированная продолжительность полного рабочего дня в настоящее время для работ в нормальных условиях труда составляет 40 час. в неделю. Полным рабочим днем следует считать предусмот­ренный законодательством сокращенный рабочий день для отдель­ных категорий работников: для рабочих и служащих в возрасте от 15 До 16 лет — 24 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 36 час в неделю.

Неполная занятость рассматривается как социальное явление, вы­званное:

необходимостью для отдельных групп работать неполный рабо­чий день (эту меру можно рассматривать в качестве инструмента смягчения проблем занятости отдельных социально-демографиче­ских групп населения — женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью и т.д., вынужден­но сочетающих работу с выполнением других обязанностей);

необходимостью сдерживать нарастание безработицы.

К специальным формам занятости относятся:

занятость на условиях надомничества;

вахтово-экспедиционный метод занятости;

совместительство;

занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обуче­ния;

занятость в условиях гибкого рабочего времени и др.

К специфическим формам неполной занятости относятся режи­мы, рассчитанные на выполнение работы двумя работниками. Од­новременно происходит распределение между ними обязанностей, заработной платы и всех причитающихся на этой должности выплат. Обычно такие режимы используются в условиях спада производства, либо его модернизации.

Вариант деления рабочего места на двух работников представлен альтернативной рабочей неделей, которая предполагает чередование для одного работника рабочих и нерабочих дней. Сюда можно отне­сти и годовые контракты занятости, оговаривающие на год нестан­дартную нагрузку (пониженную), при которой работа выполняется лишь в необходимые для организации периоды.

Некоторые из специальных форм занятости являются единствен­ной работой для человека. Например, надомничество используется как форма занятости людей трудоспособных или с ограниченной тру­доспособностью, которые по семейным обстоятельствам или состо­янию здоровья не могут трудиться на производстве. А такие формы занятости, как совместительство, работа в трудовых семестрах, яв­ляются вторичной занятостью.

Анализ проблем вторичной занятости на основе мониторинтов ВЦИОМ показывает, что степень распространения прирабатываю­щих работников остается стабильной на протяжении по крайней мере пяти последних лет.

В 1993 — 1995 гг. прирабатывали от 14 до 20% работающего насе­ления. Из них около 5% имели регулярную дополнительную работу, а остальные 10 — 14% — нерегулярные приработки.

Двойная занятость особенно распространена в частном секторе, где приработки чаще носят регулярный характер. Эта форма занято­сти здесь охватывает 30 — 40% работников.

Совместительство остается наиболее распространенным видом приработка: 20% дополнительно занятых прирабатывают на своем предприятии и примерно столько же на других.

Среди сравнительно новых методов получения приработков сле­дует отметить уличную торговлю, размеры которой за последнее вре­мя возросли почти в 4 раза.

Все мероприятия в области политики занятости группируются по двум направлениям:

пассивная политика занятости и

активная политика занятости.

Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия.

1. Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования
занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих
собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих
мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке тру­
да; льготное кредитование).

2. Оформление досрочного выхода на пенсию при условии нали­
чия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на полу­
чение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до уста-

. новленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Социальная защита, классическим примером которой являет­
ся выплата пособий по безработице, размер которых дифференци­
рован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безра­
ботного и установленного минимума заработной платы.

В рамках активной политики занятости приоритетными направ­лениями являются: содействие в трудоустройстве, профессиональ­ное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квоти­рование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости.

Главная цель временной занятости — помочь человеку в период поиска постоянной работы, когда он получает пособие, не утратить психологические способности, склонности к труду.

Согласно «Примерному положению об организации оплачиваемых общественных работ» (Приложение к постановлению Правительства РФ от 12 мая 1992г. № 314) служба занятости осуществляет подбор и направление граждан на такие работы только на добровольной основе при соблюдении норм трудового законодательства.

Преимущественным правом заключения договора на обществен­ные работы (сроком до двух месяцев) пользуются граждане, зареги­стрированные в службе занятости в качестве безработных, а также неработающие граждане предпенсионного возраста, инвалиды, граж­дане, стремящиеся возобновить свою трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года) в работе.

Работникам, занятым на общественных работах, гарантируется оплата за фактическую работу, но не ниже увеличенного на 15% по­собия по безработице.

Если гражданина устраивает выполняемая общественная работа, то по согласованию с администрацией он может выполнять эту ра­боту в качестве постоянной, а служба занятости регистрирует ее в качестве подходящей1.

Если выполняемая общественная работа не устраивает, служба за­нятости предлагает либо пройти переквалификацию, либо продол­жить в установленный законом период получать пособие по безра­ботице, начиная с первого дня окончания договора на выполнение общественных работ.

Общественные работы не должны создавать конкуренции обыч­ным рабочим местам. Иными словами, если можно трудоустроить че­ловека без поддержки государства на определенное рабочее место, то оно не является общественным. Это могут быть рабочие места, дли­тельное время не занятые на предприятии, или создаваемые с целью благоустройства территории города, оказания помощи строительным организациям, помощи в уборке урожая, заготовке дикорастущих ягод, в лесозаготовительных и погрузочно-разгрузочных работах, а также в сфере услуг населению (больным, престарелым и т.д.).

Недопустимо относить к общественным работы по ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и другие мероприятия ана­логичного характера.

Практика показала, что российские граждане не испытывают серьез­ной потребности в общественных работах, участие в них безработных не превышает 2— 3%, хотя в 1994 г. по сравнению с 1993 г количество безра­ботных, занятых на этих работах, увеличилось в 1,4 раза.

1 В соответствии с законом РФ «О занятости населения Российской Федерации» (ст. 4) подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Квотирование рабочих мест — это определение минимальной чис­ленности работников, подлежащих устройству в данной организа­ции. Право на квотирование для организаций с муниципальной соб­ственностью имеют местные органы управления, а для организаций других форм собственности квоты устанавливаются на основе дого­воров. Работодателям, создающим рабочие места за счет собствен­ных средств, предоставляются льготы по налогообложению, по та­рифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг и по платежам в пределах доли налога на прибыль. Финансовая помощь может оказываться и в виде прямого финансирования для частич­ного возмещения затрат, а также в виде возвратного кредита с льгот­ной ставкой (не ниже 50% средней банковской) за кредит при усло­вии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан (более 6 месяцев не имеющих работы, беженцев, вынужденных пе­реселенцев) на срок не менее 6 месяцев.

Активная политика занятости предполагает разработку мер под­держки малого бизнеса, таких, как: освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных ста­вок, сроков кредитования, страхования риска и т.д. Но пока не созда­на инфраструктура малого бизнеса (снабжение сырьем, оборудовани­ем), любые меры поддержки могут оказаться безрезультатными.

Поддержка малого бизнеса особенно важна еще и потому, что в условиях экономического кризиса сфера малого бизнеса, как свиде­тельствует опыт зарубежных стран, не расширяется, а сужается, по­скольку первый удар принимает на себя именно малый бизнес.

Пока единственное, что получили малые предприятия, — это на­логовые льготы, но и о них даже в столь важном законе от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» упоминается лишь вскользь.

В январе 1996г. вступил в силу Федеральный закон «Об упрощен­ной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов ма­лого предпринимательства», в соответствии с которым малые пред­приятия могут выбирать: или они платят все налоги и сборы, как и прежде, или выплачивают единый налог по упрощенной системе на­логообложения. Однако этой системой налогообложения по закону могут пользоваться лишь субъекты малого предпринимательства, численность работников в которых не превышает 15 человек, а со­вокупный доход — 100 тыс. минимальных зарплат. Далее, кроме еди­ного налога, для малых предприятий сохранены таможенные плате­жи, лицензионные сборы, госпошлина, налог на приобретение

транспортных средств, а также отчисления в государственные со­циальные внебюджетные фонды.

В странах Европейского Союза, куда Россия только что вступи­ла, на тысячу жителей приходится 40 малых предприятий. В России же, по оценкам некоторых экспертов, на тысячу жителей приходит­ся примерно 5 малых предприятий. Из общего числа малых пред­приятий половина работает в общественном питании и торговле и по 14% приходится на предприятия, занятые в производстве, строи­тельстве и транспортных перевозках.

Положение на рынке труда может быть охарактеризовано на осно­вании данных табл. 1.2.

Трудовые ресурсы и проблема занятости - student2.ru

* Таблица рассчитана на основании данных Госкомстата РФ и статбюллетеня фе­деральной службы занятости.

О степени напряженности на рынке труда свидетельствует такой показатель, как численность безработных, приходящихся в расчете на одну вакансию. Тенденция здесь такова: если для 1992 г. была ха­рактерна невостребованность рабочих мест, то уже в 1993 г. на одну вакансию приходилось более 3 безработных, в 1994 — почти 6 чело­век и более 7 человек в 1995 г. Численность безработных на одну ва­кансию продолжает расти в связи с тем, что число незанятых растет почти в два раза быстрее, чем число рабочих мест (вакансий).

Уровень безработицы (рассчитанный по методике МОТ) доста­точно высок и продолжает динамично расти, а с учетом скрытой без­работицы он превышает естественный уровень безработицы.

Прогнозировалось, что в 1997 г. официально зарегистрированная безработица возрастет примерно в три раза. Однако ускорение роста безработицы в последние месяцы 1995 г., когда ее показатели суще­ственно приблизились к прогнозируемым на 1997 г., порождает обо­снованные опасения, что ситуация на рынке труда может оказаться значительно сложнее. Она в ближайшие 5 лет может ухудшиться еще больше и из-за прогнозируемого значительного прироста населения в трудоспособном возрасте. Если за период 1991 — 1995 гг. населе­ние в трудоспособном возрасте увеличилось на 0,7 млн. человек, то за период 1996 — 2000 оно, по расчетам, увеличится на 3,2 млн.

Наши рекомендации