Принципы и методы системы управления авиационным персоналом
В процессе управления персоналом используются методы и принципы, способствующие успешному достижению целей организации.
Принципы управления персоналом– правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом (УП).
В отечественной и научной литературе даются различные классификации принципов менеджмента, многие из которых традиционно используются в практической деятельности предприятий. При этом многие авторы выделяют принципы научности, плановости, отбора, подбора и расстановки кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации, линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.
В процессе формирования современной концепции управления персоналом принципы управления дополняются и детализируются. Заслуживает внимания классификация современных принципов управления персоналом, предложенная П.Г. Бойдаченко. По его мнению, в основу проектирования и функционирования системы управления персоналом организации могут быть положены следующие принципы:
Ø комплексность, целостность, системность – учет всех факторов,
воздействующих на систему УП. На практике это означает:
- соответствие производственной системе (целям и тенденциям развития предприятия);
- учет всех взаимосвязей внутри самой системы УП, между ее подсистемами и элементами, функциями;
- соответствие внешней среде, внешним условиям;
- концептуальное единство – единая доступная терминология; деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых законодательных актах внутри предприятия, общей для всех культуре предприятия;
- преемственность – общая методическая основа проведения работ по совершенствованию системы УП на разных уровнях и разными специалистами и ее стандартное оформление;
- равновесие, внутренняя непротиворечивость;
Ø развитие, динамичность, прогрессивность, адаптивность, гибкость-
-приспособляемость системы УП к изменяющимся целям объекта, условиям его работы, что предполагает:
- приоритет функций, направленных на развитие производства (по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования);
- соответствие передовому отечественному и зарубежному опыту в зависимости от конкретных условий;
- оперативность – своевременное принятие решений;
- изменение состава и содержания функций в соответствии с условиями;
- многоаспектность – управление как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам (административно-хозяйственному, экономическому, правовому);
- параллельность – одновременное выполнение отдельных управленческих решений.
Ø экономичность, рациональность, оптимальность структуры и деятельности кадровой службы, что означает:
-максимальное упрощение системы УП, сокращение числа ступеней по вертикали;
- наибольшая эффективность при наименьших затратах (доля затрат на УП в общих затратах на единицу продукции);
- выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства после многовариантной проработки предложений [2, с. 40-42].
Все перечисленные принципы управления персоналом необходимо реализовывать во взаимодействии, а их сочетание зависит от конкретных условий.
Способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации называют методами управления персоналом.
Методы управления персоналомделятся на три группы (см. рис. 2 Приложения):
· административные(организационно-распорядительные), ориентированные на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда и чувство долга и проявляющиеся через формирование организационных структур управления, издание приказов и распоряжений, разработку положений, должностных инструкций, установление санкций и поощрений и т.п.;
· экономические, реализующие экономический механизм управления через планирование, участие в прибылях и капитале, материальное стимулирование, налоги, экономические нормы, страхование и т.п.;
· социально-психологические, основанные на использовании социального механизма через социальное планирование, социальное развитие коллектива, удовлетворение культурных и духовных потребностей, участие работников в управлении, моральное стимулирование, создание нормального психологического климата и т.п.
Все эти группы методов связаны между собой. В процессе управления они применялись (и применяются) далеко не эффективно. Как в условиях командно-административной системы, так и сейчас многие руководители авиапредприятий предпочитают формальную сторону организации работы коллективов и соответствующие ей административные методы управления. И если экономические методы управления в целом получили распространение в современной практике, то социально-психологические методы сегодня явно недооцениваются. А это препятствует высвобождению и использованию трудового потенциала предприятий, развитию творческой инициативы и активности, более полному раскрытию всех способностей и возможностей авиаспециалистов.