История отечественной науки и практики
Управления персоналом
Управление персоналом в России своими корнями уходит в глубину веков. История отечественной теории и практики управления персоналом включает три периода: дореволюционный, советский и современный (переходный к рыночному). Внутри этих периодов выделяются особые исторические этапы, отличающиеся специфическими особенностями в системе государственного управления, организации и условиях производственной деятельности, образе жизни и менталитете населения, обусловленных конкретно-историческими условиями развития российского общества.
Характерной особенностью российской истории являлось последовательное чередование реформ и контрреформ. При этом значительные преобразования обычно проводились реформаторами «сверху» (под руководством или с санкции очередного самодержца) с целью выхода из кризисного состояния, возникавшего, как правило, после крупных военных поражений и (или) других форс-мажорных обстоятельств (неурожаев, эпидемий и т.д.). Контрреформы же чаще всего вызывались обострением социальных конфликтов, революциями, негативными последствиями радикальных реформ, когда они не учитывали особенностей культурно-исторического развития страны. Следствием контрреформ являлось обычно замедление, а то и приостановка модернизации в экономике и обществе. Смена политики сопровождалась изменением состава правящей элиты, стиля и методов управления ( наблюдался переход от жестких, авторитарных методов к более мягким популистским, авторитарно-патерналистским, и наоборот). Как и в любой другой стране мира, каждый этап истории России связан с именами выдающихся государственных деятелей, которые оказывали влияние на политическое, социально-экономическое и духовное развитие страны, формирование системы управления обществом и производством. Среди них были и реформаторы, и консерваторы. Конечным результатом длительного многовекового культурно-исторического развития России явилось формирование своеобразной отечественной модели управления обществом и производством. Главным отличительным ее признаком, по нашему мнению, был авторитарно-патерналистский характер. Это связано с многовековым существованием в России крепостничества. С начала XVIII в. крепостное право, по мнению современного петербургского историка Б.Н.Миронова, «…охватывало все общество снизу доверху, от крестьянской избы до императорского дворца, оно пронизывало все государственные институты» [9,с.413]. Действительно, длительное воздействие феодально-крепостнических отношений в России не могло пройти бесследно. Они наложили неизгладимый след на менталитет народа и систему управления людьми и в государственном масштабе, и на уровне управления отдельными производственными единицами. Следует заметить, что патернализм не является исключительной особенностью российской модели управления. Он характерен для азиатского способа производства в целом. На его основе, в частности, базируется и японская модель управления.
Помимо патернализма, для дореволюционной российской модели управления были характерны такие черты, как авторитаризм, сочетающийся с элементами бюрократизма, «правовой нигилизм», пренебрежение чиновничества к общественному мнению и моральным ценностям; «культ вышестоящих»; вера в систему; чинопочитание; стремление к подавлению индивидуальной инициативы и предприимчивости. В той или иной степени названные черты были присущи всем уровням государственного и частнохозяйственного управления.
Российская модель управления формировалась примерно на протяжении трех веков. Но исторические ее корни, как уже было сказано, уходят гораздо глубже. Не останавливаясь подробно на этом, заметим лишь, что предпосылки петровских реформ, с которыми многие исследователи связывают начало качественных изменений в управлении, возникли еще в XVII веке.
Возвращаясь к вопросу об эволюции теории и практики управления, еще раз подчеркнем, что у каждой крупной российской реформы были свои творцы и исполнители, как, впрочем, и ее яростные противники. Невозможно на страницах данного пособия отметить заслуги всех выдающихся государственных деятелей России, внесших заметный вклад в теорию и практику управления персоналом. Выделим лишь тех из них, чья деятельность привела к качественным переменам в сфере управления, либо тех, чьи идеи имеют практическую ценность сегодня, на очередном витке цивилизационного развития России.
Первым из отечественных реформаторов дореволюционного периода следует упомянуть ближайшего сподвижника царя Алексея Михайловича - А.Ф.Ордин-Нащокина(ок.1605-1680). Он выступал за преодоление экономической отсталости России, изучал и предлагал использовать позитивный опыт западноевропейских стран в развитии экономической политики и системы местного самоуправления. Будучи воеводой в Пскове, составил проект городского управления, по которому передал часть функций воеводы выборным из числа «лучших» людей посада. Он же руководил составлением Новоторгового устава 1667 г., защитившего интересы русских купцов путем таможенного покровительства, поддерживал развитие торговли и промышленности, был инициатором устройства почты между Москвой и Ригой.
В XVIII в. заметный след в истории управленческой мысли оставили А.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев.
XIX век отмечен целой плеядой выдающихся лиц в сфере российского управления: М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев, П.Д. Киселев, Н.С. Мордвинов, Ю.А. Гагемейстер, П.А. Валуев, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, Н.Х. Бунге и другие. Все они являлись генераторами реформаторских идей и внесли весомый вклад в теорию и практику управления. Но среди них следует особо выделить деятелей второй половины XIX в., решавших схожие с сегодняшними проблемы управления российским обществом и производством.
Первое место в этом ряду, по нашему мнению, принадлежит незаслуженно забытому экономисту середины XIX в., директору Кредитной канцелярии Министерства финансов Ю.А. Гагемейстеру(1806-1878). До назначения на этот пост он являлся советником министра финансов, руководил работой специальных комиссий по совершенствованию системы податей и сборов, реорганизации государственных кредитных учреждений. Ю.А.Гагемейстер первым открыто выступил с глубоким анализом финансового и торгово-промышленного положения страны, предложил в 1856 г. развернутую и весьма радикальную для своего времени программу политического и торгово-промышленного развития России, многие идеи которой опередили время и были реализованы лишь в последующие десятилетия. Среди них, в частности, можно выделить предложения по обеспечению таможенного покровительства отечественному производству, существенному сокращению государственных расходов, совершенствованию податной системы, развитию промышленности, торговли и путей сообщения.
Судьба Ю.А.Гагемейстера интересна и по другой причине: она типична для России. Оценивая результаты его деятельности, вспоминаешь известную поговорку: «нет пророков в своем Отечестве». Признанные несвоевременными, но революционные по своей сути предложения экономиста были отвергнуты царским правительством, а самого автора накануне отмены крепостного права уволили с занимаемой должности. Поводом для этого послужило его критическое замечание в зарубежной прессе о «неминуемом государственном банкротстве» России.
Среди российских реформаторов второй половины XIX в. глубокими познаниями в области государственного управления и экономики выделялся Н. Х. Бунге (1823-1895). За сравнительно небольшой по российским меркам срок пребывания в должности министра финансов (с 1882 по 1887 гг.) им была предложена развернутая программа мер по развитию торговли и промышленности, торгового права, технического образования, кредитно-банковской системы. Не все из этих мер ему удалось тогда реализовать из-за упорного сопротивления консерваторов. Многие из его предложений осуществили впоследствии преемники по министерству финансов – И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте.
Характерной особенностью экономической политики Н.Х. Бунге являлась ее широта и комплексность, стремление учесть как интересы государства, так и различных социальных слоев. В частности, при нем усиливается протекционистская политика, существенно повышены многие прямые и косвенные налоги (поземельный, с недвижимости в городах, с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов и др.), при этом налоговое бремя распространяется и на состоятельные слои. Н.Х.Бунге впервые в отечественной практике провел меры по облегчению материального положения трудящихся (фабричное законодательство, отмена подушной подати и др.). Актуально сегодня звучат предложения Н.Х. Бунге, призванные снизить остроту социальных противоречий в пореформенной России. По примеру Великобритании он предложил ввести на российских предприятиях практику участия рабочих в прибылях. Это, по его мнению, было бы «одним из лучших способов если не для упразднения социального вопроса, то, по крайней мере, для устранения из него всякой жгучести». К сожалению, правительство не вняло этому и другим предложениям блестящего экономиста и дальновидного политика, что, возможно, позволило бы избежать впоследствии известных революционных событий.
Конец XIX - начало XX вв. отмечены деятельностью двух знаменитых организаторов и реформаторов экономической и политической жизни России – С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
Характерной особенностью политики С.Ю.Витте (1893-1904) явилось усиление государственного регулирования в сфере экономики. Орудием государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения Министерства финансов, контролировавшие не только государственные, но и частные коммерческие банки. При этом к началу 90-х гг. XIX века в руках министра финансов оказались все нити управления экономикой, финансами и транспортом. При Витте были проведены важные экономические преобразования. Благодаря известной денежной реформе укрепилась русская валюта на мировых рынках, был облегчен приток иностранных инвестиций. Главной целью экономической программы С.Ю Витте, оформившейся в конце XIX - начале XX вв., было в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Последовательное проведение на практике этого экономического курса, как хорошо известно, привело к скачку индустриальном развитии России в последнее десятилетие XIX века.
Организаторская деятельность П.А. Столыпина(1862-1911)включала в себя проведение ряда реформ: аграрной, переселенческой и самоуправления. Правда, основополагающие идеи этих реформ были разработаны Н.Х. Бунге, С.Ю.Витте и другими его предшественниками. Заслуга Столыпина заключалась в том, что он аккумулировал эти идеи и частично реализовал их на практике.
Всемирную известность Столыпину принесла аграрная реформа, носившая общенациональный характер и направленная на оздоровление и возрождение всех сфер жизни российского общества. По инициативе Столыпина были приняты новые рабочие законы: о страховании рабочих, о создании комитетов по изучению условий жизни и труда рабочих, о выплате рабочим компенсаций за несчастные случаи, закон, запрещающий труд детей. В 1908 г. широкое распространение получило бесплатное начальное образование, которое предполагалось сделать всеобщим в 1922 г. К 1914 г. расходы на народное образование составили почти 300 млн рублей.
Что касается практики управления людьми на производстве, то она в середине XIX в. напоминала ситуацию, существовавшую в это же время в Англии или в США. Владельцы и руководители предприятий решали проблемы, связанные с управлением работниками, по мере их возникновения на основе жизненного опыта, традиций и религиозных заповедей. Между работодателями и наемными работниками существовали патерналистские отношения.
В первые десятилетия после известной крестьянской реформы 1861 г. ситуация изменилась, причем далеко не в лучшую сторону. Уровень жизни российских рабочих понизился. Положение усугубляли отсутствие цивилизованного трудового законодательства, дешевизна рабочей силы, грубость нравов в предпринимательских кругах и бешеная погоня за прибылью, характерная для молодого российского капитализма. Предприниматели беспощадно эксплуатировали рабочих. Так, в пореформенные годы на петербургских фабриках, по официальным данным, рабочий день начинался в 5-6 часов утра и с перерывом длился до 7-8 часов вечера. Особенно тяжелым было положение женщин, подростков и малолетних рабочих, занятых на бумагопрядильных, бумаготкацких и папиросных фабриках.
Реальная зарплата постоянно сокращалась из-за бесчисленных штрафов, злоупотреблений при начислении зарплаты, задержек ее выдачи. Единственными сдерживающими произвол предпринимателей факторами являлись религия, патриархально-общинные традиции, еще сохранившиеся в отношениях между фабрикантами российского происхождения и рабочими, а также призрачное «попечение» властей о нуждах последних. Попечительство проявлялось еще в дореформенный период и касалось социально-бытовых и социально-культурных сфер жизни рабочих на отдельных казенных и частных предприятиях.
Тяжелые условия труда и одновременно рост сознательности рабочих толкали их на путь протеста, на борьбу против предпринимателей. 1870-е гг. ознаменовались волной стачечных выступлений.
Обеспокоенное массовыми выступлениями трудящихся, царское правительство с конца 1870-х гг. усиливает контроль за частнопредпринимательской деятельностью с целью регулирования трудовых отношений. При упомянутом министре финансов Н.Х.Бунге был принят ряд законов, ограничивающих произвол предпринимателей по отношению к женщинам и подросткам. При подготовке фабричного законодательства изучался и использовался аналогичный опыт западноевропейских стран, особенно Германии. Были введены должности фабричных инспекторов, осуществлявших контроль за соблюдением рабочего законодательства. Однако буржуазное начало в русских законах соседствовало с пережиточными положениями, а фабричное законодательство несло на себе печать грубых примитивных форм эксплуатации, господствовавших в стране (продолжительный рабочий день, низкая зарплата, широкое распространение сверхурочных работ, штрафов и др.). Положение рабочего класса России несколько улучшилось лишь после первой российской революции 1905-1907 годов.
В конце XIX – начале XX вв. были широко распространены неденежные виды вознаграждения и льготы: администрация заводов и фабрик организовывала столовые, школы, больницы для рабочих и их семей, строила жилье, создавала (часто в принудительном порядке) сберегательные кассы. Однако размер зарплаты российского рабочего был в три и более раз меньше, чем на Западе.
Принципиально новая ситуация сложилась в России после победы Октябрьской социалистической революции, положившей начало советскому периоду истории теории и практики управления. Накопленный в этот период опыт, наряду с отрицательными моментами, содержит немало позитивного, заслуживающего изучения и применения в современных условиях.
Внутри рассматриваемого периода можно выделить три этапа эволюции управления персоналом, отличавшихся своеобразной моделью экономического поведения людей и системой управления ими (см. табл. 2).
В целом советский период (1917-1991 гг.) носил административно-командный характер, что в известном смысле сближает его с дореволюционным периодом. Но были в нем и отличительные черты, обусловленные конкретно-историческими условиями того времени и особенностями нового общественно-политического строя, установившегося в стране после Октябрьской социалистической революции. Целью Советского правительства в первые десятилетия существования СССР было установление и сохранение диктатуры пролетариата. На практике это означало ограничение политических прав отдельных социальных групп населения (зажиточного крестьянства, буржуазии, дворянства).
Таблица 2