Государственная гражданская служба и её виды.

Государственная гражданская служба — это по существу государственная служба, за исключением милитаризованной службы. Она регулируется Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и другими нормативными правовыми актами.

Термин «государственная» свидетельствует о том, что слу­жебная деятельность является осуществляемой от имени государ­ства. По­этому в определении государственной службы внимание справед­ливо акцентируется на государственном органе. Государственный характер государственной гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объ­единениях.

Существенным признаком является и то, что эта служба реа­лизуется особым видом служащих — государственными граждан­скими служащими, занимающими государственные гражданские должности в государственных органах, перечень которых дается в части 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в Респуб­лике Беларусь». К ним относятся:

1) Палата представителей и Совет Республики Национально­го собрания Республики Беларусь и их секретариат;

2) Правительство Республики Беларусь и его Аппарат;

3) Конституционный Суд Республики Беларусь, Секретариат и его Аппарат

4) Верховный Суд Республики Беларусь и его Аппарат;

5) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и его Аппарат;

б) иные общие и хозяйственные суды и их аппараты;

7) Администрация Президента Республики Беларусь;

8) Государственный секретариат Совета Безопасности Республики

Беларусь.

9) Управление делами Президента Республики Беларусь;

10) иные государственные органы, непосредственно обеспе­чивающие деятельность Президента Республики Беларусь;

11) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

12) органы Прокуратуры Республики Беларусь;

13) Национальный банк Республики Беларусь;

15) министерства, иные республиканские органы государ­ственного управления, их территориальные подразделения;

16) дипломатические представительства, консульские учреж­дения и миссии Республики Беларусь;

17) местные Советы депутатов и их аппараты;

18) местные исполнительные и распорядительные органы и их аппараты;

20) таможенные органы;

Особенность содержания государственной гражданской слу­жебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских государственных органов, не является ми­литаризованной и проявляется в виде законодательной, исполнительной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т.к. отличается особым свойством функций и полномочий.

Следует отметить и такую черту, как существование классов государственных служащих, призванных осуществлять такую службу. Их нет у служащих иных видов государственной службы.

Государственная гражданская служба отличается от иных видов государственной службы и службы в государственном учреждении (организации) по своему содержанию и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-первых, наличествуют особые права и обязанности у служащих, ограничения, связанные со службой, присутствует резерв кадров служащих, во-вторых, име­ет место особый порядок поступления, прохождения и прекращения службы, материальное и социальное обеспечение служащих, в-третьих, предусмотрена особенность ответственности служа­щих.

Государственная гражданская служба неоднородна и может быть разделена на виды:

1) службу в органах государственного управления (аппарат­ную, чиновничью);

2) депутатскую;

3) судебную (службу в судах);

4) прокурорскую (службу в органах прокуратуры);

5) таможенную (службу в таможенных органах);

6) дипломатическую службу.

Каждый названный вид службы имеет свои специфические черты, отлича­ющие его от других. Особенности кроются как в самом характере деятельности каждого вида службы, так и в органах (системах), в которых она осуществляется.

Аппаратная служба — это служба в органах государственно­го управления, кроме милитаризованных и таможенных органов, а также в секретариатах палат Национального собрания Республики Беларусь, аппаратах судов и местных Советов депутатов.

Депутатская служба -это деятельность в качестве депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов на заседаниях палат, в их комиссиях и избирательных округами сессиях местного Совета депутатов, в постоянных и временных комиссиях. Для каждого депутата Па­латы представителей, члена Совета Республики, депутата местно­го Совета в отдельности не определены обязанности и права, обо­собленные полномочия как по государственной должности. Депутатская деятельность приравнена к государственной службе постольку, поскольку она осуществляется на профессиональной основе.

Судебная служба (служба в судах) — это государственная служба в судебных органах (судах) предназначенная для осущес­твления судебной деятельности — правосудия.

Прокурорская служба (служба в органах прокуратуры) тоже имеет свои особенности. Во-первых, она направлена па осуществление прокурорского надзора как специфической государственной деятельности, во-вторых, регулируется не только Законом «О государственной службе в Республике Беларусь», и Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Бела- русь. Специфика имеется в поступлении, прохождении, прекращении службы и ответственности прокурорских работников.

Таможенная служба (служба в таможенных органах).В части 2 статьи 325 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному Комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, распространяется законодательство о государственной, службе в той мере, в котором их правовое положение не определено Таможенным кодексом. Кроме того, порядок и условия прохождения службы в таможен­ных органах определяются Президентом Республики Беларусь, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных орга­нов.

 
59.

Наши рекомендации