Понятие и предмет административного права.

Понятие и предмет административного права.

АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах. АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления.

Отличительные черты АП: специфический круг общественных отношений. регулируемых его норами, регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения, особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере, охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями, регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах, распространение его норм на сферы частного предпринимательства, некодифицированность норм. незаконодательный характер значительной части норм, преимущественная направленность на администрацию, органы гос. управления.

Нормами АП регулируются уже существующие, установившиеся, но еще не получившие правового обеспечения управленческие отношения, устанавливаются новые управленческие отношения, т.е. осуществляются новые управленческие отношения.

Главная характерная черта АП: его нормы регулируют управленческие общ. отношения, составляющие предмет АП.

АП – это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о гос. управлении. Действие норм АП распространено там, где присутствует гос. управление.

Гос. управление осуществляют органы гос. управления, и органы, выступающие при определенных ситуациях в качестве таковых. (например, органы прокуратуры по отношению к нижестоящим).

АП регулирует порядок поступления на гос. службу и порядок ее прохождения, служебные, личные права и обязанности гос. служащих, поощрение, их ответственность.

Нормы АП распространяются и на сферу частного предпринимательства.

Выводы: АП – это самостоятельная фундаментальная отрасль права РБ, норы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления; предметом АП являются отношения. которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государстенно-управленческие отношения.

Особенности административно-правового регулирования.

Особенности носят относительный, условный характер. Здесь больше общего, чем особенного. Особенности: 1) регулирование преимущественно в процессе осуществления гос. управления; 2) регулирование с использование особых методов; 3) оперативность в регулировании; 4) регулирование нормами различного уровня.

Метод правового регулирования – способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. АП использует в качестве способов правового регулирования предписания. запреты. дозволения. рекомендации.

Предписания– возложение безусловной юр. обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по своей воле.

Рекомендации – советы, пожелания юр. характера, как наилучшим образом поступить в условия, предусмотренных правовой нормой.

Особенность метода административно-правового регулировании определяется своеобразием регулируемых общественных отношений. а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятельности и особым видом гос. органов.

Система АП.

Система АП – внутреннее его строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт – это совокупность АП норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие. запрещающие. уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные. содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.

АП – крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет и подотрасли права. Подотрасль права – это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль состоит их институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.

Система АП – это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

АП делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующее основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов АП, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

Нормы АП можно разделить на четыре части. В первую часть включить институты:

1) определяющие правовой статус граждан в сфере гос. управления;

2) определяющие правовой статус негосударственных организаций в сфере гос. управления;

3) определяющие правовой статус государственных органов в сфере гос. управления;

4) определяющие правовой статус гос. служащих;

5) обеспечивающие контроль за субъектами АП.

Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность по АП. В третьей части расположить нормы административного процесса. В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой. социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.

7. Административное право как наука и учебная дисциплина.

АП как наука выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. АП как учебная дисциплина следует воспринимать как наука об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме.

Наука АП – это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм.

Наука АП – составная часть белорусской юр. науки, ее отдельной отраслью.

Предмет науки АП – совокупность действующих юр. норм. Она рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом и каким оно должно быть в будущем. Предмет науки АП состоит из нескольких частей:

1) АП нормы;

2) АП отношения;

3) АП категории;

4) практика применения норм АП.

Наука АП тесно связана с другими юр. науками (с ОТП, теорией КП). АП исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.

АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными АП нормы и отношения. В науке могут быть пробелы или недостаточная исследованность определенных вопросов, АП явлений. Но в учебном курсе они должны быть изложении и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программами, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.

В учебниках освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. В нем должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся.

Местное управление.

Местное управление как разновидность государственного управления обладает всеми его признаками: осуществляется гос органами, носит исполнительно-распорядительный и государственно-властный характер и т.д. местное управление реализуется на местном уровне.

Решабт вопросы местного значения: разработка и внесение в Совет депутатов схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложений по организации охраны общественного порядка; разработка и внесение в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета и принятие мер по их осуществлению; принятие решений о выпуске местных ценных бумаг, денежно-вещевых лотерей...

Местное управление воплощается специальной системой органов управления, которая состоит из областных, районных, городских, поселковых, сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Все они – коллегиальные орнаны, имеют специфику образования, до определённого времени находились в двойном подчинении. В настоящее время зависимость по горизонтали менее значима и выражается лишь в подотчётности соответствующему Совету депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции.

По вертикали местные исполнительные комитеты подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам. Местное управление централизировано и имеет намалую самостоятельность.

Местное управление осуществляется с учётом особенностей развития административно-территориальной единицы. Местное управление прближено к объектам управления и способно более оперативно отзываться на возникающие проблемы нужды людей. Рассматриваемое управление прежде всего направлено на коммунальную собвственность, на социальное и экономическое развитие соответствующей территории, на орнанизацию охраны общественного порядка и оьеспечения прав граждан.

Местное управление реализуется как непосредственно исполнительные комитетами, так и через образуемые ими отделы и управления. Однако если исполнительные комитеты как органы общей компетенции не подченены республикансим органам, то их структурные подразделения находятся в таком подчинении. Республиканские органы гос управления проводят через них свою полтику на местах.

Местное управление является отдельным видом деятельности исполтительных комитетов. Это основной вид их деятельности. Наравне с ним исполкомы призваны организовывать выполнение решений вышестоящих гос органов, в том числе и исходяший из центра, руководить гражданской обороной, обеспечивать исполнение законодательства РБ по вопросам военной службы, т.е. осуществлять функции, не относящиеся к местному управлению.

Общие положения о формах и методах государственного управления.

Форма – это не сами управленческие действия, не само управление, не го часть и не часть управленческой деятельности, а его наружный вид, то, что очерчивает управленческие действия, придает им определенный вид.

Различают правовые и нерповые формы. Они различаются по характеру вызываемых последствий управленческими действиями, входящими в них. Управленческие действия правовых форм имеют юридические последствия, внеправовые – не обладают подобным качеством. Правовые связаны с реализацией государственно властных полномочий, неправовые – не связаны с такими полномочиями, а следовательно, осуществление с помощью их управленческий полномочий не образует новых инее преобразует старых управленческих отношений.

К правовым формам относят акты управления, административные договоры, иные юр. значимые действия.

Акты – это формы выражения, закрепления волеизъявлений субъектов управления, т.е. их управленческих действий.

Форма управленческой деятельности может быть признана правовой только в случае, когда действия:

1) совершаются носителем исполнительной власти

2) являются управленческими

3) имеют властный характер

4) влекут или имеют юр. последствия.

К неправовым формам относят организационную работу и материально-технические действия. В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки. В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические, машинописные работы, учетно-статистическая работа.

Формы гос. управления регламентируются нормами права, содержащимися как в законах, актах Президента РБ, в актах Правительства и др. органов гос управления.

Метод гос. управления – прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. Выбор конкретных методов не всегда зависит от усмотрения субъекта управления, а чаще определяется правом и видом объекта управления, его особенностями.

Различают экономические, административные и социально-психологические методы. Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются прибыль, цена, кредит, налоги.

Административные методы – способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях.

Социально-психологические методы – это способы психологического воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Соблюдение требований, предъявляемых к правовым актам управления, обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:

1. Организационные.К ним относятся требования, предусматривающие, что каждый акт управления долже быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. В самом акте должны чётко определяться конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение... акты должны быть современными и решать насущие вопросы, исполнимыми, приносить реальные результаты.

2. Технические - конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простыми, чётким и ясным языком делают акт доступным для исполнения. Название акта должно чётко отражать предмет правового регулирования.

3. Юридические.Они содержаться в Конституции РБ, законах и других НПА, в том числе и актах управления. Требования относятся к различным сторонам актов: их содержанию, направленности, субъектам, формам актов и т.п.не все требования одинаково относятся к конкретному акту управления. Их можно разделить на: общие и специальные.

Общие относятся ко всем правовым актам управления. Общие требования:

Правовые акты должны соответствовать Конституции, законам, актам Президента и актам вышестоящих органов. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Правовые акты должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. Правовые кты управления необходимо довести до сведения адресатов. Немаловажным требованием является соблюдение в правовом акте необзодимых реквизитов. Правовые акты должны соответствовать гос интересам.

К специальным требованиям относятся: соблюдение споков издания акта; издание акта лишь по специальному разрешению; издание по предварительному согласованию; издание с последующием утверждением; прохождение правовой экспертизы; включение акта в Национальный реестр правовых актов РБ; наличие ссылки правовом акте.

Признать акт дифектным вправе только компетентный орган. Оспорить его может любой гражданин, орган и т.д. путём подачи жалобы, протеста. Компетентные органы в зависимости от степени дефективности акта могут признать его ничножным (недостатки акта не влекут никаких значимых юридических последствий для исполнителей) или недействительным (это акт с такими дефектами, с которыми он не должен действовать, порождать юридические последствия). Обжалование и опротестование актов о наложении дисциплинарных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и др НПА.

Понятие и виды субъектов АП

Субъект – человек, физическое лицо как носитель определенных прав и обязанностей.

В АП принято выделять 2 основных группы субъектов:

1) Субъекты, которые являются носителями гос. властных полномочий – орган исполнительной власти и другие органы гос. управления и их должностные лица.

2) Подвластные субъекты, среди которых выделяют индивидуальные субъекты(физ. лица) и коллективные субъекты (организации).

Среди физ. лиц как субъектов АП принято проводить внутривидовую классификацию и выделять субъектов со специальным статусом ( граждане РБ; иностранные граждане; апатриды; должностные лица; военнослужащие; собственники транспортных средств ) и с общим статусом( физические лица со специальным и отдельным статусом).

Иерархия в отношении властвующих субъектов – органов гос. управления:

1. Главный субъект (глава государства и др. должностные лица);

2. Основные субъекты (органы гос. управления, функционирующие в масштабе всей республики – администрация президента, правительство).

3. Специальные субъекты (по характеру компетенции – МЧС, Минприроды).

4. Исключительные субъекты – субъекты, для которых гос. управление является исключительной функцией и внутриаппаратной деятельностью (прокуратура, суд, комитет госконтроля).

5. Особые субъекты – администрации гос. предприятий, гос. учреждений (Нац. кадастровое агентство при гос. комитете по имуществу ), администрации особо охраняемых природных территорий.

6. Индивидуальные (персональные) органы гос. управления – уполномоченный по делам религиозных и нац. культурных организаций при СМ.

27.

36.

37.

38.

39.

40.

Понятие и предмет административного права.

АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах. АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления.

Отличительные черты АП: специфический круг общественных отношений. регулируемых его норами, регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения, особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере, охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями, регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах, распространение его норм на сферы частного предпринимательства, некодифицированность норм. незаконодательный характер значительной части норм, преимущественная направленность на администрацию, органы гос. управления.

Нормами АП регулируются уже существующие, установившиеся, но еще не получившие правового обеспечения управленческие отношения, устанавливаются новые управленческие отношения, т.е. осуществляются новые управленческие отношения.

Главная характерная черта АП: его нормы регулируют управленческие общ. отношения, составляющие предмет АП.

АП – это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о гос. управлении. Действие норм АП распространено там, где присутствует гос. управление.

Гос. управление осуществляют органы гос. управления, и органы, выступающие при определенных ситуациях в качестве таковых. (например, органы прокуратуры по отношению к нижестоящим).

АП регулирует порядок поступления на гос. службу и порядок ее прохождения, служебные, личные права и обязанности гос. служащих, поощрение, их ответственность.

Нормы АП распространяются и на сферу частного предпринимательства.

Выводы: АП – это самостоятельная фундаментальная отрасль права РБ, норы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления; предметом АП являются отношения. которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государстенно-управленческие отношения.

Наши рекомендации