Ипульсно-проводная аб с односторонним
ДВИЖЕНИЕМ
Применяется на участках с автономной тягой в районах со слабо развитыми энергосетями. В целях экономии электроэнергии используются РЦ постоянного тока с импульсным питанием, нормально погашенными огнями светофоров и наложением кодовых посылок АЛСН (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Схема рельсовой цепи импульсно-проводной АБ
Нормально напряжение на лампы светофоров поступает через высокоомные обмотки огневых реле, поэтому накала ламп не видно. При вступлении поезда, например, на 1 РЦ (рис.3.2) тыловым контактом 1П напряжение на лампы светофора 3 подаётся через низкоомную обмотку огневого реле 3О. В полный накал загорается та лампа светофора 3, которая находится в зависимости от свободности блок-участков, расположенных впереди. Если занята 3 РЦ, то , и включается красная лампа. Если занята 5 РЦ, то и горит жёлтая лампа. Если занята 7 РЦ, то 5П→5Л→ и горит зелёная лампа.
Рис. 3.2. Схема линейной цепи
В рассматриваемой системе опасным является перегорание нити красной лампы светофора. В этом случае проследование поездом тёмного сигнала приводит к вступлению на занятый блок-участок с вытекающими отсюда последствиями. Поэтому в линейной цепи предусматривается «перенос» красного огня погасшего светофора на предыдущий. Например, при занятой 5 РЦ и перегорании нити красной лампы лишается питания реле 3Л, которое включает красный огонь на светофоре 3. Возможен также и перенос жёлтого огня.
ЧИСЛОВАЯ КОДОВАЯ АБ С ОДНОСТОРОННИМ
ДВИЖЕНИЕМ
Применяется как на участках с электрической, так и с автономной тягой. В системе используются кодовые рельсовые цепи переменного тока, в которых кодовые посылки одновременно предназначаются и для устройств АЛСН (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема кодовой рельсовой цепи
Датчиком кодовых посылок в числовой АБ служит кодовый путевой трансмиттер КПТ, который представляет собой асинхронный однофазный двигатель, на оси которого насажены три шайбы. Каждая шайба имеет определённое количество выступов и впадин и собственную контактную систему. За один оборот шайбы её выступы заставляют контактную систему замкнуться определённое число раз. Таким образом можно закодировать три сигнальных показания: красный (к), жёлтый (ж), зелёный (з). На рис. 4.2 показан примерный вид кодовых посылок за один оборот двигателя. Повторителем состояний контактной системы КПТ служит трансмиттерное реле Т (рис.4.1), контакт которого введён в первичную обмотку питающего трансформатора ПТ. Через изолирующий трансформатор ИТ и полосовой фильтр ПФ кодовые посылки воспринимаются импульсным путевым реле ИП.
Рис. 4.2 Кодовые посылки
Расшифровка кодовых посылок осуществляется дешифраторной ячейкой (ДЯ) совместно с сигнальными реле Ж и З (рис. 4.3).
В общем случае дешифраторная ячейка в числовой кодовой АБ выполняет следующие функции:
– контролирует непрерывную импульсную работу путевого реле;
– расшифровывает качество принимаемого кода и управляет сигнальными реле Ж и З;
– исключает появление разрешающего огня на светофоре при коротком замыкании изостыков.
Рис. 4.3. Структурная схема числовой кодовой АБ
В ДЯ применён релейно-конденсаторный контроль импульсной работы реле ИП (наподобие того, что рассмотрен в импульсно-проводной АБ). Рабочими элементами в этом случае являются реле-счётчик 1, конденсаторы С1 и С2 и реле Ж. Качество принимаемого кода расшифровывается с помощью счётчиков 1, 1А и В, конденсаторов С1, С2, С3 и реле Ж, З. При приёме кода КЖ включается реле 1 и становится на самоблокировку. При этом заряжаются С1→С2→Ж. В длинном интервале схема счётчиков приходит в исходное состояние. При приёме кодов Ж и З замедление счётчиков 1 и 1А на отпускание больше, чем короткий интервал, поэтому образуется цепь заряда С3, от чего включается ещё и реле З.
Идея схемной защиты устройств от короткого замыкания (к.з.) изостыков заключается в использовании того факта, что при таком к.з. реле Т и ИП начинают работать синхронно, поэтому можно так сконструировать цепи включения конденсаторов С1, С2, С3 (см. рис. 4.4), которые исключали бы их заряд. Чтобы обеспечить на этот случай необходимые временные характеристики в схему ДЯ вводятся не контакты реле Т, а его повторителя ПТ. А чтобы обеспечить работу ДЯ в нормальном режиме, в соседних рельсовых цепях необходимо включать КПТ с различной длительностью кодового цикла.
Рис. 4.4. Схема реле-счётчиков
Контакты ПТ* – исключают включение реле Ж при подпитке кодом КЖ вследствие к.з. изостыков.
Контакты ПТ** – исключают работу реле В (1А,З) при подпитке кодом КЖ вследствие к.з. изостыков.
Контакты ПТ*** – если реле В сработало в собственном коде КЖ, а в интервале идёт 2-й импульс подпитывающего кода Ж, тем самым исключается заряд С3 и включение реле З.