Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания

По пункту 1 задания

Набрать исследуемую линейную систему. При отсутствии сигнала Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru получить график переходной характеристики системы, по которому определить время установления переходного процесса в системе. При этом Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , шаг дискретизации по времени Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru =0,05 c.

По пункту 2 задания

Cнять зависимость Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , изменяя значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru от 0 до 5с с шагом Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Рассчитать значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Результаты расчётов свести в таблицу. Построить график Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

По пункту 3 задания

Набрать линейную систему, рассмотренную в пункте 1 домашнего задания, выбранную согласно номеру варианта.

Получить график переходного процесса и, задав Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , снять зависимости Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , изменяя Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru в пределах от 0 до 1,0 c c шагом Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru =0,2 c. Данные свести в таблицу, построить график Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Указания к составлению отчёта

Отчёт должен содержать:

1. Cтруктурные схемы исследуемых систем с указанием конкретных параметров элементов системы.

2. Результаты расчётов по домашнему заданию, сведённые в таблицы и графики зависимостей Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

3. Экспериментальные данные, сведённые в таблицы и графики, построенные по этим данным.

4. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Чем определяется точность системы относительно случайных составляющих сигнала и помехи?

2. Что определяет каждое из слагаемых в формуле для дисперсии процесса?

3. Что из себя представляет суммарная ошибка системы радиоавтоматики?

4. Почему динамическое воздействие Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и шумовое воздействие Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru на структурной схеме приложены в различных точках системы?

5. Каким образом можно уменьшить величину флюктуационной ошибки в системе с Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ?

6. Как изменится величина флюктуационной ошибки в следящей системе с Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , если в цепь обратной связи включить фильтр с операторным коэффициентом передачи Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ?

7. На следящую систему с Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru одновременно действуют воздействия Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Привести предполагаемую зависимость установившейся ошибки в системе Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

8. Поясните как определяется величина Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru с использованием стандартных интегралов.

Лабораторная работа № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

Целью работы является нахождение вероятности срыва слежения в нелинейной радиотехнической следящей системе при детерминированных и случайных входных воздействиях.

Краткие теоретические сведения

Наличие в следящей системе нелинейного звена приводит к тому, что возникают явления, несвойственные линейным режимам работы системы, а именно:

наличия срыва и захвата слежения;

зависимость быстродействия системы и вида переходного процесса от уровня входного сигнала и величины начальных условий в системе;

возникновение в системе периодических колебаний.

Работа в нелинейном режиме может быть вызвана выходом ошибки слежения за пределы линейного участка характеристики дискриминатора, наличием в системе ограничителей и других нелинейных элементов. Обычно стремятся обеспечить работу следящей системы на линейном участке характеристики дискриминатора. Однако при большом уровне динамических воздействий и помех выполнить это требование не всегда удаётся. Значительные динамические возмущения в системе появляются, в частности, в переходном режиме, возникающем после включения системы..

Для анализа нелинейных следящих систем, работающих в условиях действия помех и случайных возмущений, наиболее часто применяются следующие методы:

1) метод фазовой плоскости;

2) метод гармонической линеаризации;

3) метод статистической линеаризации.

Рассмотрим метод фазовой плоскости. В ряде случаев поведение следящей системы описывается нелинейным дифференциальным уравнением 2-го порядка:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (3.1)

Обозначив Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , уравнение (3.1) можно заменить системой уравнений 1-го порядка:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (3.2)

Cостояние системы, описываемой уравнениями (3.2), определяется в каждый момент времени величиной координаты Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и скоростью её изменения. При изменении состояния системы изображающая точка перемещается на фазовой плоскости по кривым, которые называют фазовыми траекториями. Cовокупность фазовых траекторий, построенных для различных начальных условий, определяет все возможные процессы в системе и служит наглядным изображением её динамических свойств.

Для получения уравнения фазовых траекторий исключим из (3.2) время, поделив второе уравнение на первое:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (3.3)

Интегрирование нелинейного дифференциального уравнения (3.3) позволяет найти уравнение фазовой траектории:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . (3.4)

Метод гармонической линеаризации базируется на замене нелинейного элемента линейным звеном, параметры которого определяются при синусоидальном входном сигнале из условия равенства амплитуд первых гармоник на выходе нелинейного элемента и эквивалентного ему линейного звена. Данный метод может быть использован в том случае, когда линейная часть системы является низкочастотным фильтром, т.е. отфильтровывает все возникающие на выходе нелинейного звена гармонические составляющие, кроме первой гармоники.

Пусть нелинейное звено является статическим. На вход звена действует сигнал:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

На выходе этого звена действует сигнал:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Разложив его в ряд Фурье, получим:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (3.5)

где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - cлагаемое, учитывающее вторые и более высокие гармонические составляющие.

Коэффициенты ряда Фурье имеют вид:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (3.6)

Так как Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - оператор дифференцирования, то (3.5) можно записать в виде:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . (3.7)

Это выражение называют уравнением гармонической линеаризации, а коэффициенты Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - коэффициентами гармонической линеаризации.

Представляется возможным сделать следующий вывод:

При постоянных значениях амплитуды входного сигнала коэффициенты гармонической линеаризации являются постоянными. Различным амплитудам входного сигнала соответствуют различные коэффициенты гармонической линеаризации. В обычной линеаризации коэффициенты не зависят от амплитуды входного сигнала, а определяются только видом характеристики нелинейного звена.

Метод статистической линеаризации применим для систем произвольного порядка. Основан на замене нелинейного элемента линейным звеном, коэффициенты передачи которого по математическому ожиданию и случайной составляющей сигнала определяются из условия статистической эквивалентности нелинейного звена линейному звену.

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - нелинейная зависимость,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - линейная характеристика, имеющая те же математическое ожидание и дисперсию, которые имеются на выходе нелинейного звена с характеристикой Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - центрированная случайная функция.

Выберем коэффициенты Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru такими, чтобы

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - математические ожидания сигналов; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - дисперсии сигналов.

Из предыдущих выражений следует, что статистическая равноценность имеет место, если

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , причём знак Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru должен совпадать со знаком производной нелинейной характеристики Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - коэффициенты статистической линеаризации,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - математическое ожидание сигнала на выходе нелинейного звена,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - дисперсия сигнала на выходе нелинейного звена,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - плотность вероятности распределения случайного сигнала на входе нелинейного звена.

Целесообразно статистическую линеаризацию выполнить из условия наилучшего приближения корреляционной функции сигнала на выходе нелинейного звена к корреляционной функции на выходе линейного звена:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Найдём производные по Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и приравняем их к нулю. Получим:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Отсюда следует, что Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Представляется возможным сделать вывод, что статистическая линеаризация из условия минимума дисперсии ошибки даёт то же значение коэффициента Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , которое было найдено при первом способе линеаризации; коэффициент линеаризации относительно случайной составляющей Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru имеет другое значение. Рекомендуется брать их среднее арифметическое значение: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru Отличие статистической линеаризации от обычной заключается в зависимости коэффициентов статистической линеаризации от математического ожидания и дисперсии сигнала на входе нелинейного звена.

Важным показателем качества работы нелинейной следящей системы является вероятность срыва слежения. При выходе ошибки за пределы апертуры дискриминатора на его выходе исчезает напряжение, зависящее от величины ошибки, и происходит размыкание системы. Через некоторое время ошибка слежения под действием флюктуаций может вновь оказаться в пределах апертуры дискриминатора.

Однако такое возвращение носит случайный характер, а продолжительность выхода может быть значительной. Поэтому выход ошибки за пределы апертуры дискриминатора можно рассматривать как срыв слежения.

Вероятность Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru срыва слежения, понимаемого как первый выход ошибки слежения за пределы апертуры дискриминатора, описывается выражением:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (3.8)

где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - плотность вероятности компонент марковского процесса, являющаяся решением уравнения Фоккера-Планка при наличии поглощающих границ, расположенных на краях апертуры дискриминатора, т.е. в точках Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Г – область изменения переменных Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , удовлетворяющих условию Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Значение интеграла в (3.8) равно вероятности того, что за время Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ошибка слежения ни разу не достигнет границ апертуры дискриминатора. Приведём формулу для расчёта вероятности срыва слежения.

Предположим, что у нас имеется нелинейная следящая система, описываемая уравнением:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Передаточная функция звена имеет вид:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Входное воздействие на вход системы задаётся функцией: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Предположив, что спектральная плотность шума на выходе дискриминатора не зависит от ошибки слежения, получим приближённую формулу для расчёта вероятности срыва слежения:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (3.9)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . (3.10)

Значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru находятся из условия: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - дисперсия и среднеквадратическая частота ошибки слежения в линейной следящей системе, которая образуется из исходной нелинейной при Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Значение Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru находится из условия: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Величины Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru в рассматриваемой системе равны:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ,

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - спектральная плотность белого шума,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - крутизна дискриминационной характеристики.

Cтуденты допускаются к выполнению лабораторной работы после ответа на вопросы домашнего задания (см. правила выполнения лабораторных работ, стр.3).

Домашнее задание

1. Найти вероятность срыва слежения в системе с передаточной функцией линейной части Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru при входном воздействии Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . При расчётах принять: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

2. Рассчитать нормированное значение Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru в нелинейной следящей системе с передаточной функцией линейного звена Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и дискриминатором с крутизной дискриминационной характеристики Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Расчёт произвести для двух значений Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru по формуле Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru при Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

3. Изучить методику проведения эксперимента.

Таблица 3.1.

№ варианта Тип Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru
А 2,0  
В 2,0 1,0
А 8,0  
В 6,0 0,5
А 2,0  
В 10,0 0,25
А 4,0  
В 2,0 0,8
А 2,5  
В 2,0 0,75

Задание

1.Ответить на вопрос 1 домашнего задания.

2. Набрать нелинейную систему cогласно варианту и определить экспериментально значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru при заданных значениях коэффициента Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

3. Набрать нелинейную систему из пункта 2 домашнего задания. Определить вероятность срыва слежения от уровня шума при динамическом воздействии Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Наши рекомендации