Учёт психологической природы формирования орфографического действия
7.1 Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой, имеющей зрительную опору, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).
В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля - диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).
7.2 Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).
Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.
Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».
Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). См. научно-методический журнал «Пачатковае навучанне: сям 'я, дз1цячы сад, школа" № 3 за 2009 г. (статья Тириновой О.И. "Орфографические упражнения в начальных классах ").
8. Целевая установка учителя на безошибочное письмо
Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.
Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.
9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать
Над ошибками
Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:
· сверка написанного с образцом (по книге);
· сверка написанного с записью на доске;
· взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга);
· учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить !| ошибку (как обучающий приём на уроке!)
Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.
Следует различать следующие формы:
1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, - выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
2) работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, - выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);
3) работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, - выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).
Детей надо научить выполнять работу над ошибками!
Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.
Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).
Обратить внимание:
· не увлекаться нумерацией правил в образцах (при отсутствии номера- подсказки ученики оказываются беспомощными — лучше осмысленное выполнение работы по типу орфограммы: безударные гласные, парные согласные и т.д.);
· не использовать памятки, предлагающие придумать ещё несколько слов на данное правило (ученики допускают ошибки в новых словах — достаточно подобрать проверочное слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы).
Работа над ошибками после контрольной работы (проводится обязательно на следующем уроке).
В классном журнале записи:
· Работа над ошибками (если отводится целый урок);
· Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Глагол» (если отводится часть урока).
Методика проведения
· Раздать тетради для контрольных работ.
· Общая характеристика выполненной работы.
· Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.
· Коллективное выполнение работы над ошибками (вызываются ученики, допустившие ошибки —работа на доске, с комментарием). Все выполняют в тетрадях.
· Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно). Индивидуальные карточки для учащихся, выполнивших работу без ошибок.
5. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.
10.Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:
1) проверка понимания содержательной части упражнения:
- Просмотрите домашнее упражнение.
- Что требуется сделать?
- На какое правило?
- Почему?
- Давайте ещё раз прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной стороны:
- Всем понятно, как оформить запись?