Арифметические действия (46ч.)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36ч.)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10ч.)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14ч.)
Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).
Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки. Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20ч.)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Математика»
Обучающиеся научатся:
· читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
· представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
· сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
· производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
· применять сочетательное свойство умножения;
· выполнять группировку множителей;
· применять правило умножения числа на сумму и суммы на число;
· применять правило деления суммы на число;
· воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
· находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
· воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
· выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
· выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
· выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
· использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
· применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
· распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
· распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
· строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
· строить прямоугольник заданного параметра;
· строить окружность заданного радиуса;
· чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
· определять площадь прямоугольника измерением и вычислением; использовать формулу площади прямоугольника;
· применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
· применять единицы площади – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный километр и соотношения между ними;
· выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади;
· изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развёртки;
· составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
· решать простые задачи на умножение и деление;
· использовать столбчатую диаграмму для представления данных и решения задач на кратное сравнение или разностное сравнение;
· решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
· осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать возможность неограниченного расширения таблицы разрядов и классов;
· использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
· воспроизводить сочетательное свойство умножения;
· воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
· воспроизводить правило деления суммы на число;
· обосновывать невозможность деления на 0;
· формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
· понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
· понимать количественный смысл арифметических действий и взаимосвязь между ними;
· выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
· сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
· строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
· применять другие единицы площади; использовать вариативные модели одной и той же задачи;
· понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
· находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Содержание (тема урока) | Характеристика видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Инструктаж по технике безопасности. Начнем с повторения. Поразрядное сравнение чисел. Табличные случаи умножения. Решение задач | Выполнение арифметических вычислений. Моделирование ситуации арифметическими и геометрическими средствами. | 1неделя | ||
Начнем с повторения. Окружность, диаметр. Прямой угол. Геометрические фигуры | ||||
Начнем с повторения. Сравнение именованных чисел. «Круглые» числа. Табличные случаи умножения. Решение задач | ||||
Умножение и деление | Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами. Характеристикасвойства куба. | |||
Табличные случаи деления | 2неделя | |||
Учимся решать задачи | ||||
Комплексная диагностическая работа | ||||
Плоские поверхности и плоскость. | ||||
Изображения на плоскости | 3неделя | |||
Куб и его изображение. | ||||
Поупражняемся в изображении куба | ||||
Входная контрольная работа | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Счет сотнями и «круглое» число сотен | Выборспособа сравнения объектов, проведение сравнения. Сравнивание чисел по классам и разрядам. Моделированиеситуации, требующее перехода от одних единиц измерения к другим. Оцениваниеправильности составления числовой последовательности. Исследованиеситуации, требующее сравнения чисел и величин, их упорядочения. | 4неделя | ||
Десять сотен, или тысяча | ||||
Разряд единиц тысяч | ||||
Названия четырехзначных чисел | ||||
Разряд десятков тысяч | 5неделя | |||
Разряд сотен тысяч | ||||
Класс единиц и класс тысяч | ||||
Таблица разрядов и классов | ||||
Поразрядное сравнение многозначных чисел | 6неделя | |||
Математический диктант. Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел | ||||
Работа над ошибками математического диктанта. Метр и километр | Измерениевеличины различными способами. Сравнивание и упорядочивание предметов по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Соотнесениемежду собой единиц измерения однородных величин. | |||
Килограмм и грамм | ||||
Килограмм и тонна | 7неделя | |||
Центнер и тонна | ||||
Поупражняемся в вычислении и сравнении величин | ||||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Единицы длины и единицы массы» | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Таблица и краткая запись задачи | Сравниваниеразных способов вычислений, выбор удобного. Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). Моделированиеизученных арифметических зависимостей. | 8неделя | ||
Алгоритм сложения столбиком | ||||
Алгоритм вычитания столбиком | ||||
Составные задачи на сложение и вычитание | ||||
Поупражняемся в вычислениях столбиком | 9неделя | |||
Умножение «круглого» числа на однозначное | Сравниваниеразных способов вычислений, выбор удобного. Моделированиеизученных арифметических зависимостей. Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | |||
Умножение «круглого» числа на однозначное. Закрепление | ||||
Умножение суммы на число | ||||
Умножение многозначного числа на однозначное | 10неделя | |||
Запись умножения в строчку и столбиком | ||||
Вычисления с помощью калькулятора | ||||
Сочетательное свойство умножения | ||||
Группировка множителей | 11неделя | |||
Умножение числа на произведение | ||||
Математический диктант. Поупражняемся в вычислениях | ||||
Работа над ошибками математического диктанта. Кратное сравнение чисел и величин | Планированиерешения задачи. Выборнаиболее целесообразного способа решения текстовой задачи. Объяснениевыбора арифметических действий для решения. Действиепо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Выборспособа решения задачи. Использованиегеометрических образов в ходе решения задачи. Наблюдение за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). | |||
Задачи на кратное сравнение | 12неделя | |||
Задачи на кратное сравнение. Подготовка к контрольной работе | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное. Задачи на кратное сравнение» | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Поупражняемся в сравнении чисел и величин | ||||
Сантиметр и миллиметр | 13неделя | |||
Миллиметр и дециметр | ||||
Миллиметр и метр. | ||||
Поупражняемся в измерении и вычислении длин | ||||
Изображение чисел на числовом луче | 14неделя | |||
Изображение данных с помощью диаграммы | ||||
Диаграмма и решение задач. | ||||
Учимся решать задачи | ||||
Контрольная работа за полугодие | 15неделя | |||
Работа над ошибками контрольной работы. Как сравнить углы | Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами. Характеристикасвойств геометрических фигур. Сравниваниегеометрических фигур по форме. | |||
Как измерить угол | ||||
Поупражняемся в измерении и сравнении углов | ||||
Прямоугольный треугольник | 16неделя | |||
Тупоугольный треугольник | ||||
Остроугольный треугольник | ||||
Разносторонние и равнобедренные треугольники | ||||
Равнобедренные и равносторонние треугольники. | 17неделя | |||
Поупражняемся в построении треугольников | ||||
Составные задачи на все действия | ||||
Инструктаж по охране труда. Составные задачи на все действия | Накапливание и использование опыта решения разнообразных математических задач. Нахождение, обнаружениеи устранение ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера. | |||
Натуральный ряд чисел и числовые последовательности | 18неделя | |||
Работа с данными | ||||
Контрольная работа по теме: «Величины. Геометрические фигуры» | ||||
Умножение на однозначное число столбиком. Работа над ошибками контрольной работы | Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Моделированиеизученных арифметических зависимостей. Составлениеинструкций, плана решения, алгоритма выполнения задания. Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использованиеразличных приёмов проверки правильности вычисления результата действия. | |||
Умножение на число 10 | 19неделя | |||
Умножение на «круглое» двузначное число | ||||
Умножение числа на сумму | ||||
Умножение на двузначное число | ||||
Запись умножения на двузначное число столбиком | 20неделя | |||
Запись умножения на двузначное число столбиком. Повторение | ||||
Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | ||||
Как найти неизвестный множитель | ||||
Как найти неизвестный делитель | 21неделя | |||
Как найти неизвестное делимое | Сравниваниеразных способов вычисления, выбор удобного. Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Использованиематематической терминологии при записи и выполнении арифметического действия деления. Моделированиеизученных арифметических зависимостей. Прогнозированиерезультата вычисления. Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | |||
Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел» | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Учимся решать задачи с помощью уравнения | ||||
Свойства деления. Деление на число 1 | 22неделя | |||
Свойства деления. Деление числа на само себя | ||||
Свойства деления. Деление числа 0 на натуральное число | ||||
Делить на 0 нельзя! | ||||
Деление суммы на число | 23неделя | |||
Деление разности на число | ||||
Математический диктант. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | ||||
Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел» | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 24неделя | |||
Какая площадь больше? | Измерениегеометрических величин различными способами. Сравнивание и упорядочивание предметов по разным признакам. Соотнесениемежду собой единиц измерения однородных величин. Упорядочивание величин. Нахождение доли величины. Презентацииразличных способов рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами. Характеристикасвойства геометрических фигур. Сравниваниегеометрических фигур по форме. | |||
Квадратный сантиметр | ||||
Измерение площади многоугольника | ||||
Измерение площади с помощью палетки. | 25неделя | |||
Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное | ||||
Контрольная работа за 3 четверть | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Умножение на число 100 | ||||
Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 26неделя | |||
Квадратный метр и квадратный дециметр | ||||
Квадратный метр и квадратный сантиметр | ||||
Вычисления с помощью калькулятора | ||||
Задачи с недостающими данными | 27неделя | |||
Как получить недостающие данные | ||||
Умножение на число 1000 | ||||
Квадратный километр и квадратный метр | ||||
Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 28неделя | |||
Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | ||||
Квадратный миллиметр и квадратный метр | ||||
Поупражняемся в использовании единиц площади | ||||
Вычисление площади прямоугольника | 29неделя | |||
Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное | ||||
Контрольная работа по теме: «Единицы площади. Площадь прямоугольника» | ||||
Работа над ошибками контрольной работы. Задачи с избыточными данными | Выборнаиболее целесообразного способа решения текстовой задачи. Объяснениевыбора арифметических действий для решения. Действиепо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентацияразличных способов рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). | |||
Диагностическая комплексная работа | 30неделя | |||
Разные задачи | ||||
Выбор рационального пути решения | ||||
Учимся формулировать и решать задачи | ||||
Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | Сравниваниеразных способов вычисления, выбор удобного. Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Использованиематематической терминологии при записи и выполнении арифметического действия деления. Моделированиеизученных арифметических зависимостей. Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания. Прогнозированиерезультата вычисления. Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Сравниваниегеометрических фигур по форме. | 31неделя | ||
Делении «круглых» десятков на число 10 | ||||
Деление «круглых» сотен на число 100 | ||||
Деление «круглых» тысяч на число 1000 | ||||
Устное деление двузначного числа на однозначное | 32неделя | |||
Устное деление двузначного числа на двузначное. Повторение | ||||
Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное | ||||
Построение симметричных фигур | ||||
Итоговая контрольная работа за год | 33неделя | |||
Работа над ошибками контрольной работы. Составление и разрезание фигур | ||||
Равносоставленные и равновеликие фигуры | ||||
Высота треугольника | ||||
Считаем до 1000000 | Выборспособа сравнения объектов, проведение сравнения. Сравнивание чисел по классам и разрядам. Моделированиеситуации, требующее перехода от одних единиц измерения к другим. Выполнениегеометрических построений. | 34неделя | ||
Действия первой и второй ступени | ||||
Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | ||||
Геометрия на бумаге в клетку |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей от _____________ № ____ _____________ С.Б.Чичаева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Е.И. Сергиенко «_____»______________2015г. |