Организация и проведение лабораторных и практических работ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… ….2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ…..3

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………….4

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ……………………………………………………...7

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ……………………………………………………...8

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа № 1 «Определение ускорения при равноускоренном движении»…9

Лабораторная работа № 2 «Определение массы тела и плотности вещества»……………11

Лабораторная работа № 3 «Определение коэффициента трения скольжения»……………12

Лабораторная работа № 4 «Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и силы упругости»…………………………………………………………………...14

Лабораторная работа № 5 «Определение удельной теплоемкости вещества»…………….15

Лабораторная работа № 6 «Изучение капиллярных явлений»……………………………..17

Лабораторная работа № 7 «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»………………………………………………………………………………………19

Лабораторная работа № 8 «Измерение электроемкости конденсатора»…………………20

Лабораторная работа № 9 «Определение удельного сопротивления металла»……………21

Лабораторная работа № 10 «Проверка законов последовательного соединения резисторов»……………………………………………………………………………………..22

Лабораторная работа № 11 «Проверка законов параллельного соединения резисторов»...23

Лабораторная работа № 12 «Снятие вольт-амперной характеристики металла»………….24

Лабораторная работа № 13 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления»……………25

Лабораторная работа № 14 «Изучение законов колебаний математического маятника»…26

Лабораторная работа № 15 «Определение жесткости пружины»…………………………..27

Лабораторная работа № 16 «Изучение работы и устройства трансформатора»…………...29

Лабораторная работа № 17 «Измерение показателя преломления стекла»………………...30

Лабораторная работа № 18 «Наблюдение интерференции и дифракции света»…………..32

Лабораторная работа № 19 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»……………………………………………………………………..33

Лабораторная работа № 20 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров»…………..35

Лабораторная работа № 21 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»…………………………………………………………………………………...37

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1 «Вычисление и учет погрешности при измерении объема тел»………………………………………………………………………………………………38

Практическая работа № 2 «Движение тела, брошенного горизонтально»…………………40

Практическая работа № 3 «Изучение одного из изопроцессов»……………………………42

Практическая работа № 4 «Проверка уравнения состояния идеального газа»…………….43

Практическая работа № 5 «Определение влажности воздуха»……………………………..44

Практическая работа № 6 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»…………………………………………………………………………………………...46

Практическая работа № 7 «Изучение явления электромагнитной индукции»……………47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….49

ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования к основным видам учебных занятий отнесены лабораторные и практические работы.

Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки.

Выполнение учащимися лабораторных и практических работ направлено на:

· Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;

· Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.

· Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

При проведении лабораторных работ согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников группа делится на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Практическую работу выполняет вся группа целиком.

При планировании состава и содержания лабораторной и практической работы следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки; также исследовательские умения ( наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

При выборе содержания и объема работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связях, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Выполнению лабораторной и практической работы предшествует проверка знаний учащихся - их теоретической готовности к выполнению работы.

По каждой работе разработаны методические указания по их проведению. Лабораторные и практические работы по физике носят репродуктивный характер. В этом случае учащиеся пользуются подробными инструкциями, которые содержат в себе:

· Наименование работы (содержит в себе учебную цель);

· Цель работы (формирование умений и навыков);

· Оснащение работы (оборудование, сборники задач);

· Порядок выполнения работы (алгоритм): формулы, порядок проведения расчетов, 1 задание (содержание), 2 задание (содержание) и т.д. Задания могут содержать образцы таблиц для заполнения учащимися, схем и т.д.

· Контрольные вопросы по теме работы.

Выполнение лабораторной и практической работы состоит из 4 частей:

1. Перед началом работы учащихся знакомят с техникой безопасности по данной работе;

2. Подготовка к выполнению работы ( учащиеся записывают в тетради название работы, цель, оборудование, расчетные формулы, заготовку таблицы);

3. Выполнение лабораторной работы. Учащиеся самостоятельно производят опыты и измерения, результаты измерений заносят в таблицу. Во время работы учащиеся могут обращаться с вопросами или за помощью к преподавателю;

4. Запись вывода по окончании работы.

Форма организации работы учащихся на практической и лабораторной работе- фронтальная. Это означает, что все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

В пособии приведены лабораторные и практические работы, соответствующие одному академическому часу.


Наши рекомендации