Требования к оформлению отчета о выполнении семестровой работы
При оформлении отчета следует выдержать общие правила оформления, требования к текстовым документам, использование формул, таблиц, рисунков, сносок и др. элементов, изложенные в ГОСТах.
Общие правила, список основных ГОСТов и выдержки приведены в Приложении 3.
Курсовые работы
Общие положения
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на изучение, закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, освоение элементов научно-исследовательской работы, и может служить основой дипломной работы. Объем курсовой работы:
- на третьем курсе не менее 10 страниц машинописного текста;
- на четвертом курсе не менее 20 страниц машинописного текста.
При выполнении и защите курсовой работы студент должен продемонстрировать:
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- знакомство с основной литературой;
- умение выделить проблему и определить методы её решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов.
Научные руководителикурсовых работ утверждаются заведующим кафедрой. Темыкурсовых работ изадания на их выполнение утверждаются на заседании кафедры.
Аттестация по курсовой работе по специализации производится в виде ее защиты на научном семинаре в присутствии руководителя курсовой работы. В отсутствие руководителя курсовой работы защита может быть проведена при условии представления им письменного отзыва на курсовую работу.
Порядок выполнения курсовой работы
1. Студент выполняет курсовую работу по утвержденной теме под руководством преподавателя, являющегося его руководителем.
2. Научный руководитель составляет задание на курсовую работу, осуществляет ее текущее руководство. Текущее руководство включает систематические консультации с целью оказания научно-методической помощи студенту, контроль за осуществлением выполнения работы, проверку содержания и оформления завершенной работы.
3. Задание на выполнение курсовой работы подписывается студентом, научным руководителем и утверждается на заседании кафедры. Один экземпляр выдается студенту, другой остается на кафедре. В задании указываются:
- тема курсовой работы;
- краткая аннотация задания;
- срок сдачи курсовой работы на кафедру.
Образец задания приведен в Приложении 7.
Защита курсовой работы
1. Выполненная курсовая работа сдается студентом руководителю в установленный срок. Научный руководитель дает письменный отзыв с указанием сильных и слабых сторон курсовой работы и ставит предварительную оценку. Работа, не соответствующая предъявляемым требованиям, возвращается студенту на доработку.
2. Курсовые работы, получившие положительный отзыв, допускаются к защите. Во время защиты докладчику дается возможность отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
3. Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает: ответы студента на вопросы преподавателей кафедры и других лиц, присутствующих на защите, выступление научного руководителя; право выступать с замечаниями и пожеланиями имеют все присутствующие.
4. Решение об оценке курсовой работы принимается преподавателями кафедры по результатам анализа представленной курсовой работы, доклада студента и его ответов на вопросы. Оценка по итогам защиты курсовой работы проставляется в ведомость и зачетную книжку (с указанием темы) студента научным руководителем.
Структура курсовой работы
Обязательными элементами курсовой работы являются:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список литературы;
Дополнительными элементами курсовой работы являются:
7. вспомогательные указатели;
8. приложения.
Обязательные элементы
1. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и должен содержать следующие сведения: наименование учреждения (учебного заведения), название (тему), сведения о выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 8.
2. Содержание включает перечень основных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение.
Образец содержания приведен в Приложении 6.
3. Введение характеризует актуальность и социальную значимость рассматриваемой темы, состояние ее разработанности в мировой теории и практике, цель и задачи курсовой работы, обоснование выбора используемых методов, особенности курсовой работы и основное смысловое содержание ее разделов.
Чтобы осветить состояние разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы.
Обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзор включается только та литература, с которой студент ознакомился (знаком) лично.
После формулировки цели предпринимаемого исследования, следует указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать и т.п.). Формулируя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
4. Основная часть должна содержать текстовые материалы и числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения курсовой работы. Материал основной части рекомендуется делить на главы (на четвертом курсе не менее двух глав), параграфы, пункты и подпункты. Такое деление должно способствовать более стройному и упорядоченному изложению материала. При этом каждый пункт должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.
В основной части должны освещаться следующие вопросы:
- понятие, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражающих его показателей;
- методические аспекты решения поставленных вопросов;
- общая технико-экономическая характеристика объекта исследования;
- анализ исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);
- прогноз (желательно многовариантный с описанием сценарных предположений) развития исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);
- рекомендации по улучшению деятельности исследуемого объекта (предприятий, фирм, сетей и т. д.).
5.В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики; приводятся выводы, характеризующие итоги проделанной работы, предложения и рекомендации.
6. Список литературы – это упорядоченный в алфавитно-хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой работы. В списке следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания.
Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 2.