V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 462
1. В ы п о л н е н и е задания № 462.
– Как называются данные выражения?
– Найдите значения этих сумм. Чем похожи все равенства? (В этих суммах есть переход через разряд.)
– Используя цифру 0, превратите каждое слагаемое в четырехзначное число. Найдите значения новых сумм.
– Рассмотрите варианты измерения первой суммы в пункте 4. Каких возможных вариантов не хватает?
9506 + 3020 9056 + 3020
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а по карточкам.
– Наложите на страницу прозрачный лист бумаги, обведите на нем фигуру, нарисованную слева, и вырежьте ее.
– Как из этой фигуры сделать фигуру, которая изображена справа? Она называется треугольной призмой.
– Можно ли фигуру слева назвать разверткой треугольной призмы? Как это проверить?
– Какая точка на изображении треугольной призмы будет соответствовать точке А на развертке?
– Сколько треугольников входит в развертку треугольной призмы?
– Сколько прямоугольников входит в развертку?
– Сколько всего граней, вершин, ребер у треугольной призмы?
– Длины каких отрезков на развертке треугольной призмы одинаковы? Почему?
– Как можно действовать, чтобы вычислить площадь развертки?
– Сможете ли вы найти площадь развертки призмы? Каких знаний вам не хватает? (Как вычислить площадь треугольников.)
– Выделите ту часть развертки, площадь которой вы можете найти.
– Какую часть призмы она образует? (Это боковые грани призмы.)
– Сумма площадей боковых граней призмы – это площадь ее боковой поверхности.
– Найдите площадь боковой поверхности удобным способом.
Sбок.пр. = (6 + 6 + 6) ∙ 4 = 72 (см2)
3. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м.
Карточка А.
З а д а н и е 1.
Запишите значения римских цифр: I, V, X, L, C.
З а д а н и е 2.
а) Запишите арабскими и римскими цифрами числа:
триста двадцать семь;
двести тридцать один;
шестьдесят девять;
сто шестнадцать;
сорок четыре;
девяносто шесть.
б) Напишите, сколько цифр потребовалось для записи каждого числа.
Карточка В.
З а д а н и е 1.
а) Запишите римскими цифрами числа:
333, 48, 129, 214, 366, 97.
б) Запишите римскими цифрами несколько чисел, для которых нужно использовать:
2 цифры, 3 цифры, 4 цифры, 5 цифр, 6 цифр, 7 цифр, 8 цифр, 9 цифр.
З а д а н и е 2.
Напишите самое большое число, которое можно записать при помощи цифр I, V, X, L, С.
Карточка С.
З а д а н и е 1.
Среди чисел, больших сорока, найдите число, для записи которого требуется наибольшее количество знакомых тебе римских цифр.
З а д а н и е 2.
а) Запишите арабскими цифрами числа:
CXVII, XCVIII, CCCXXXIV, XLV, LXXXIX, CCXIX, LXXXVI.
б) Запишите числа в порядке их увеличения:
CXLIX, LXII, CCXXIV, CCCXXXVIII, CCCXCIX, LXXXVIII, CXC.
VI. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите классы многозначных чисел.
– Что такое развертка?
– Как узнать площадь боковой поверхности призмы?
Домашнее задание:учебник, № 462 (5, 6).
У р о к 142 (62).
Подготовка к умножению многозначного числа
Цели: создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции умножения многозначных чисел на однозначное число от количества разрядов многозначного множи-
теля; совершенствовать навыки чтения и записи многозначных чисел; развивать умения анализировать и обобщать.
Ход урока