III. Сообщение темы урока. €

– Прочитайте математические записи на доске.

12 : 3 = 4 (ост. 0) 13 : 3 = 4 (ост. 1) 14 : 3 = 4 (ост. 2) 12 : 4 = 3 (ост. 0) 13 : 4 = 3 (ост. 1) 14 : 4 = 3 (ост. 2) 15 : 4 = 3 (ост. 3)

– Сравните частные в двух столбиках. Чем они похожи?

– Назовите наибольший остаток в первом столбике.

– Назовите наибольший остаток во втором столбике.

– Сегодня на уроке мы будем находить наибольший остаток при делении.

IV. Работа по теме.

1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (№ 84).

– Запишите отрезок натурального ряда от 11 до 25.

З а п и с ь: 11, III. Сообщение темы урока. € - student2.ru , 13, 14, 15, 16, 17, III. Сообщение темы урока. € - student2.ru , 19, 20, 21, 22, 23, III. Сообщение темы урока. € - student2.ru , 25.

– Обведите числа, которые делятся на 6 без остатка. (Числа 12, 18, 24.)

– Назовите остатки, которые получатся при делении на 6 чисел 13 и 14. Запишите частные, их значения и остатки.

З а п и с ь: 13 : 6 = 2 (ост. 1)

14 : 6 = 2 (ост. 1)

– При делении каких записанных чисел на 6 получится остаток 3? (Числа 15, 21.)

– Проверьте своё предположение.

15 : 6 = 2 (ост. 3) 21 : 6 = 3 (ост. 3)

– Как расположены числа 15 и 21 по отношению к числам, которые делятся без остатка? (Они по счёту третьи.)

– Не выполняя деления, назовите остатки, которые получатся при делении 16 на 6 и 17 на 6. (О т в е т: остаток 4 и остаток 5.)

– Объясните, как вы рассуждали. (Число 16 находится четвёртым после числа 12, а число 17 – пятое после числа 12.)

– Какой самый большой остаток может получиться при делении на 6? (Самый большой остаток – 5, так как между числами, которые делятся на 6 без остатка, находится пять чисел.)

– Определите самый большой остаток при делении на 8. (Число 7.)

– Сравните каждый делитель и наибольший остаток. Какая между ними связь?

В ы в о д: наибольший остаток всегда на 1 меньше делителя.

2. Р а б о т а по карточкам.

а) Заполните пропуски в частных.

18 : 9 = o (ост. o) 19 : 9 = o (ост. o) 20 : 9 = o (ост. o) 21 : 9 = o (ост. o) 22 : 9 = o (ост. o) 23 : 9 = o (ост. o) 24 : 9 = o (ост. o) 25 : 9 = o (ост. o) 26 : 9 = o (ост. o)

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Работа по теме урока.

1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (№ 85).

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Запишите краткую запись и решите задачу.

З а п и с ь: 48 тур. – 6 лодок

64 тур. – ? лодок

Р е ш е н и е.

1) 48 : 6 = 8 (чел.) – в 1 лодке.

2) 64 : 8 = 8 (л.) – для 64 туристов.

О т в е т: 8 лодок.

– Прочитайте вторую задачу.

– Что известно?

– Что требуется найти?

– Сравните обе задачи.

– Можно ли вторую задачу назвать обратной к первой? (Нет.)

– Что нужно изменить во второй задаче, чтобы она стала обратной к первой? (Необходимо изменить объекты.)

– Измените вторую задачу и решите её.

З а п и с ь: 48 тур. – 6 лодок

? тур. – 8 лодок

Р е ш е н и е.

1) 48 : 6 = 8 (чел.) – в 1 лодке.

2) 8 · 8 = 64 (чел.) – в 8 лодках.

О т в е т: 64 туриста.

2. Р а б о т а в парах (№ 86).

– Найдите значения данных выражений.

З а п и с ь: 81 : 9 = 9 63 + 18 = 81

73 – 67 = 9 4 · 6 = 24

9 + 24 = 33

– Восстановите сложное выражение, для которого найденные числа являются результатами действий.

З а п и с ь: III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

3. С а м о с т о я т е л ь н а я работа (№ 87).

Учащиеся записывают соответствующие равенства по условию задачи.

З а п и с ь: 3 т 2 ц = 32 ц 9 ц 60 кг = 960 кг

3 ц 20 кг = 32 ц

3 ц 20 кг = 3 т 2 ц

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как определить наибольший остаток при делении?

Домашнее задание: № 85 (составить все обратные задачи к данной задаче); № 4 «Проверь себя».

У р о к 21.
Нахождение делимого
по значению частного и остатку

Цели: учить находить делимое по значению частного и остатку; совершенствовать навык деления с остатком; закреплять умение решать задачи; учить записывать решение задачи сложным выражением; развивать умение рассуждать и доказывать.

Ход урока

Наши рекомендации