Форматированный вывод данных

Типы данных

В языке различают понятия "тип данных" и "модификатор типа". Тип данных - это, например, целый, а модификатор - со знаком или без знака. Целое со знаком будет иметь как положительные, так и отрицательные значения, а целое без знака - только положительные значения. В языке Си можно выделить пять базовых типов, которые задаются следующими ключевыми словами:

  • char - символьный;
  • int - целый;
  • float - вещественный;
  • double - вещественный двойной точности;
  • void - не имеющий значения.

Дадим им краткую характеристику:

  1. Переменная типа char имеет размер 1 байт, ее значениями являются различные символы из кодовой таблицы, например: 'ф', ':', 'j' (при записи в программе они заключаются в одинарные кавычки).
  2. Размер переменной типа int в стандарте языка Си не определен. В большинстве систем программирования размер переменной типа int соответствует размеру целого машинного слова. Например, в компиляторах для 16-разрядных процессоров переменная типа int имеет размер 2 байта. В этом случае знаковые значения этой переменной могут лежать в диапазоне от -32768 до 32767.
  3. Ключевое слово float позволяет определить переменные вещественного типа. Их значения имеют дробную часть, отделяемую точкой, например: -5.6, 31.28 и т.п. Вещественные числа могут быть записаны также в форме с плавающей точкой, например: -1.09e+4. Число перед символом "е" называется мантиссой, а после "е" - порядком. Переменная типа float занимает в памяти 32 бита. Она может принимать значения в диапазоне от 3.4е-38 до 3.4e+38.
  4. Ключевое слово double позволяет определить вещественную переменную двойной точности. Она занимает в памяти в два раза больше места, чем переменная типа float (т.е. ее размер 64 бита). Переменная типа double может принимать значения в диапазоне от 1.7e-308 до 1.7e+308.
  5. Ключевое слово void (не имеющий значения) используется для нейтрализации значения объекта, например, для объявления функции, не возвращающей никаких значений.

Объект некоторого базового типа может быть модифицирован. С этой целью используются специальные ключевые слова, называемые модификаторами. В стандарте ANSI языка Си имеются следующие модификаторы типа:



  • unsigned
  • signed
  • short
  • long

Модификаторы записываются перед спецификаторами типа, например: unsigned char. Если после модификатора опущен спецификатор, то компилятор предполагает, что этим спецификатором является int. Таким образом, следующие строки:

long а;

long int а;

являются идентичными и определяют объект а как длинный целый. Табл. 1 иллюстрирует возможные сочетания модификаторов (unsigned, signed, short, long) со спецификаторами (char, int, float и double), а также показывает размер и диапазон значений объекта (для 16-разрядных компиляторов).

Таблица 1

Тип Размер в байтах (битах) Интервал изменения
char 1 (8) от -128 до 127
unsigned char 1 (8) от 0 до 255
signed char 1 (8) от -128 до 127
int 2 (16) от -32768 до 32767
unsigned int 2 (16) от 0 до 65535
signed int 2 (16) от -32768 до 32767
short int 2 (16) от -32768 до 32767
unsigned short int 2 (16) от 0 до 65535
signed short int 2 (16) от -32768 до 32767
long int 4 (32) от -2147483648 до 2147483647
unsigned long int 4 (32) от 0 до 4294967295
signed long int 4 (32) от -2147483648 до 2147483647
float 4 (32) от 3.4Е-38 до 3.4Е+38
double 8 (64) от 1.7Е-308 до 1.7Е+308
long double 10 (80) от 3.4Е-4932 до 3.4Е+4932

Переменные и константы

Все переменные до их использования должны быть определены (объявлены). При этом задается тип, а затем идет список из одной или более переменных этого типа, разделенных запятыми. Например:

int a, b, c;

char x, y;

В языке различают понятия объявления переменной и ее определения. Объявление устанавливает свойства объекта: его тип (например, целый), размер (например, 4 байта) и т.д. Определение наряду с этим вызывает выделение памяти.

Переменные можно разделять по строкам произвольным образом, например:

float a;

float b; или float a,b;

Переменные в языке Си могут быть инициализированы при их определении:

int a = 25, h = 6;

char g = 'Q', k = 'm';

float r = 1.89;

long double n = r*123;

В языке C могут быть три места, где переменная может быть объявлена. Во-первых, вне каких либо функций, в том числе и main(). Такая переменная называется глобальной и может использоваться в любом месте программы. #include <stdio.h>char ch; /* объявление глобальной переменной*/int main() Во-вторых, переменная может быть объявлена внутри блока, в том числе внутри тела функции. Такая переменная называется локальной и может использоваться только внутри этого блока. Такая переменная неизвестна вне этого блока.

Кроме того, переменная может быть объявлена как формальный параметр функции. Переменная, объявленная как формальный параметр функции, используется для передачи информации этой функции, а также может рассматриваться как локальная переменная функции.

print_str(int m) /* заголовок функции print_str() с объявлением формального параметра m*/ { int j; /* объявление локальной переменной для функции print_str*/ for (j=0; j<m; j++) /* использование локальной переменной j*/ printf(“%c\n”,ch); /* использование глобальной переменной ch*/

Форматированный вывод данных

Функция printf( ) (прототип содержится в файле stdio.h) обеспечивает форматированный вывод. Ее можно записать в следующем формальном виде:

рrintf ("управляющая строка", аргумент _1, аргумент _2,...);

Управляющая строка содержит компоненты трех типов: обычные символы, которые просто копируются в стандартный выходной поток (выводятся на экран дисплея); спецификации преобразования, каждая из которых вызывает вывод на экран очередного аргумента из последующего списка; управляющие символьные константы.

Каждая спецификация преобразования начинается со знака % и заканчивается некоторым символом, задающим преобразование. Между знаком % и символом преобразования могут встречаться другие знаки в соответствии со следующим форматом:

% [признаки] [ширина_поля] [точность] [F|N|h|l|L] c_n

Все параметры в квадратных скобках не являются обязательными.

На месте параметра c_n (символ преобразования) могут быть записаны:

с - значением аргумента является символ;
d или i - значением аргумента является десятичное целое число;
f - значением аргумента является вещественное десятичное число с плавающей точкой;
s - значением аргумента является строка символов (символы строки выводятся до тех пор, пока не встретится символ конца строки или же не будет, выведено число символов, заданное точностью);

Если после знака % записан не символ преобразования, то он выводится на экран. Таким образом, строка %% приводит к выводу на экран знака %.

Функция printf( ) использует управляющую строку, чтобы определить, сколько всего аргументов и каковы их типы. Аргументами могут быть переменные, константы, выражения, вызовы функций; главное, чтобы их значения соответствовали заданной спецификации.

При наличии ошибок, например, в числе аргументов или типе преобразования, результаты будут неверными.

Среди управляющих символьных констант наиболее часто используются будем использовать:

\n - для перехода на новую строку;

Например, в результате вызова функции:

printf("Computer\n%d\n", i);

сначала на экран будет выведено слово Computer, после этого курсор переместится в начало следующей строки (\n), затем будет выведено целое число i по формату %d (десятичное целое), и, окончательно, курсор перейдет в начало новой строки (\n).

Напечатать строку символов можно и так:

printf("Это строка символов");

Наши рекомендации