Моделирование случайных сигналов

К сожалению, анализ системы далеко не всегда можно выполнить теоретически. Это особенно актуально для нелинейных систем. В этом случае единственным методом остается имитационное моделирование. Поэтому важно уметь моделировать случайные процессы, действующие на систему: возмущения (например, влияние ветра и волн на судно) и помехи измерения (погрешности измерительной системы).

Обычно задана спектральная плотность Моделирование случайных сигналов - student2.ru и требуется получить процесс, имеющий такую спектральную плотность.

Вспомним, что спектральная плотность неотрицательна для любой частоты. Тогда функция Моделирование случайных сигналов - student2.ru , полученная при подстановке Моделирование случайных сигналов - student2.ru в Моделирование случайных сигналов - student2.ru , неотрицательна на мнимой оси, то есть при Моделирование случайных сигналов - student2.ru для всех Моделирование случайных сигналов - student2.ru . Можно доказать, что в этом случае ее можно представить в виде произведения Моделирование случайных сигналов - student2.ru , то есть в форме (6). При этом всегда можно выбрать передаточную функцию Моделирование случайных сигналов - student2.ru так, чтобы она была устойчивой (не имела полюсов в правой полуплоскости) и минимально-фазовой (не имела нулей в правой полуплоскости). Такой переход от Моделирование случайных сигналов - student2.ru к Моделирование случайных сигналов - student2.ru называется факторизацией (англ. разложение на множители).

Как следует из (6), если на вход звена с передаточной функцией Моделирование случайных сигналов - student2.ru подать единичный белый шум, процесс на выходе будет иметь заданную спектральную плотность Моделирование случайных сигналов - student2.ru . Функция Моделирование случайных сигналов - student2.ru называется передаточной функцией формирующего фильтра.

Проще всего моделировать процессы с рациональной спектральной плотностью. Например, одна из моделей морского волнения описывается спектром

Моделирование случайных сигналов - student2.ru ,

где Моделирование случайных сигналов - student2.ru – дисперсия волновой ординаты, Моделирование случайных сигналов - student2.ru – коэффициент затухания и Моделирование случайных сигналов - student2.ru – частота максимума спектра. Заменяя Моделирование случайных сигналов - student2.ru на Моделирование случайных сигналов - student2.ru , получаем

Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

Очевидно, что формирующий фильтр будет иметь передаточную функцию вида

Моделирование случайных сигналов - student2.ru ,

так что

Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

Приравнивая коэффициенты числителя и знаменателя Моделирование случайных сигналов - student2.ru и Моделирование случайных сигналов - student2.ru , сразу находим:

Моделирование случайных сигналов - student2.ru , Моделирование случайных сигналов - student2.ru , Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

В более сложных случаях факторизация выполняется с помощью численных методов. Нужно разложить на простейшие сомножители числитель и знаменатель Моделирование случайных сигналов - student2.ru и включить в Моделирование случайных сигналов - student2.ru только те множители, корни которых находятся в левой полуплоскости.

Итак, формирующий фильтр мы построили. Теперь остается один очень практический вопрос: как получить белый шум, который, как известно, является сигналом с бесконечной энергией? Вспомним, что белый шум – это только вспомогательный сигнал, который, проходя через систему с передаточной функцией Моделирование случайных сигналов - student2.ru , генерирует сигнал с заданной спектральной плотностью. Оказывается, можно заменить его на другой сигнал (который просто получить на компьютере), и при этом спектральная плотность выхода оказывается достаточно близка к заданной.

Известно, что на компьютере легко получить случайную последовательность чисел с равномерным или нормальным распределением. По этим числам можно построить ступенчатый сигнал, фиксируя каждое значение в течение некоторого времени Моделирование случайных сигналов - student2.ru :

Моделирование случайных сигналов - student2.ru Моделирование случайных сигналов - student2.ru

Теоретически эти числа некоррелированы; при этом можно показать, что корреляционная функция Моделирование случайных сигналов - student2.ru ступенчатого сигнала – треугольная (см. рисунок справа). При Моделирование случайных сигналов - student2.ru она равна дисперсии Моделирование случайных сигналов - student2.ru последовательности случайных чисел, а при Моделирование случайных сигналов - student2.ru обращается в нуль (потому что моменты времени Моделирование случайных сигналов - student2.ru и Моделирование случайных сигналов - student2.ru находятся на разных интервалах и, следовательно, соответствующие значения некоррелированы). Число Моделирование случайных сигналов - student2.ru называют интервалом корреляции – так называется интервал, после которого можно считать корреляционную функцию (примерно) равной нулю.

Взяв преобразование Фурье от корреляционной функции

Моделирование случайных сигналов - student2.ru

получаем спектральную плотность

Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

Вычисляя предел этой функции при Моделирование случайных сигналов - student2.ru , находим Моделирование случайных сигналов - student2.ru , так что при выборе Моделирование случайных сигналов - student2.ru это значение равно 1 (как у белого шума). Заметим, что Моделирование случайных сигналов - student2.ru , когда Моделирование случайных сигналов - student2.ru , то есть Моделирование случайных сигналов - student2.ru при любом целом Моделирование случайных сигналов - student2.ru . Форма спектральной плотности показана на рисунке ниже (здесь и далее принимается Моделирование случайных сигналов - student2.ru ):

Моделирование случайных сигналов - student2.ru

Конечно, это далеко не белый шум, у которого спектральная плотность должна быть постоянной на всех частотах. Тем не менее, при уменьшении интервала корреляции Моделирование случайных сигналов - student2.ru «колокол» расширяется, и для низких частот можно считать, что Моделирование случайных сигналов - student2.ru . В пределе при Моделирование случайных сигналов - student2.ru спектр стремится к равномерному спектру единичного белого шума. Далее будет показано, что при грамотном выборе Моделирование случайных сигналов - student2.ru такой сигнал можно использовать в качестве источника вместо белого шума.

Для примера предположим, что нужно получить сигнал со спектральной плотностью Моделирование случайных сигналов - student2.ru , то есть формирующий фильтр имеет передаточную функцию Моделирование случайных сигналов - student2.ru . В качестве входного сигнала для этого звена будем использовать описанный выше ступенчатый сигнал при Моделирование случайных сигналов - student2.ru с. На рисунке приведены графики спектральной плотности ступенчатого сигнала (синяя линия), желаемой спектральной плотности (сплошная зеленая линия) и фактической спектральной плотности выхода (штриховая линия).

Моделирование случайных сигналов - student2.ru

По графику видно, что в существенной полосе частот (где частотная характеристика звена ненулевая) спектр входного сигнала существенно неравномерный, поэтому желаемый и фактический спектры на выходе системы немного различаются в области высоких частот. Приняв Моделирование случайных сигналов - student2.ru , имеем совершенно другую картину:

Моделирование случайных сигналов - student2.ru

Спектр входного сигнала в интересующей нас области практически равномерный, в спектр реального выхода практически точно совпадает с заданным.

Очевидно, что при выборе Моделирование случайных сигналов - student2.ru нужно учитывать частотные свойства формирующего фильтра, точнее, полосу частот, где его частотная характеристика достаточно отличается от нуля. Для этого используют понятие полосы пропускания системы Моделирование случайных сигналов - student2.ru – так называется частота, для которой амплитудная частотная характеристика уменьшается на 3 дБ (децибела) в сравнении с максимальным значением (составляет примерно 0,708 от максимума). Разработчики Matlab рекомендуют при моделировании использовать значение

Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

В нашем случае амплитудно-частотная характеристика (апериодического звена) имеет вид Моделирование случайных сигналов - student2.ru , ее максимум равен 1 (при Моделирование случайных сигналов - student2.ru ), поэтому полоса пропускания определяется равенством Моделирование случайных сигналов - student2.ru . Отсюда следует Моделирование случайных сигналов - student2.ru , так что Моделирование случайных сигналов - student2.ru .

Наши рекомендации