Лекция 22-23. Комплексные числа

Определение. Комплексным числом zназывается выражение Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru , где a и b – действительные числа, i – мнимая единица, которая определяется соотношением: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

При этом число a называется действительной частью числа z (a = Re z), а b- мнимой частью (b = Im z).

Если a =Re z =0, то число z будет чисто мнимым, если b = Im z = 0, то число z будет действительным.

Определение. Числа Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru и Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru называются комплексно – сопряженными.

Определение. Два комплексных числа Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru и Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru называются равными, если соответственно равны их действительные и мнимые части: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Определение. Комплексное число равно нулю, если соответственно равны нулю действительная и мнимая части. Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Комплексное число представляется точкой на плоскости, координатами которой будут соответственно действительная и мнимая части комплексного числа. При этом горизонтальная ось будет являться действительной числовой осью, а вертикальная - мнимой осью.

Тригонометрическая форма числа

Из геометрических соображений видно, что Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru . Тогда комплексное число можно представить в виде: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Такая форма записи называется тригонометрической формой записи комплексного числа.

При этом величина r называется модулемкомплексного числа, а угол наклона j -аргументомкомплексного числа.

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru . Из геометрических соображений видно:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Очевидно, что комплексно – сопряженные числа имеют одинаковые модули и противоположные аргументы. Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Действия с комплексными числами

Сложение и вычитание

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Умножение

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

В тригонометрической форме:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru , Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

В случае комплексно – сопряженных чисел:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Деление Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

В тригонометрической форме:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Возведение в степень

Из операции умножения комплексных чисел следует, что

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

В общем случае получим: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru , где n – целое положительное число. Это выражение называется формулой Муавра

Извлечение корня из комплексного числа

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Возводя в степень, получим:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru . Отсюда: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru , Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Таким образом, корень n – ой степени из комплексного числа имеет n различных значений.

Показательная форма комплексного числа

Рассмотрим показательную функцию Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Можно показать, что функция w может быть записана в виде: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Данное равенство называется уравнением Эйлера.Вывод этого уравнения будет рассмотрен позднее.

Для комплексных чисел будут справедливы следующие свойства: 1) Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru 2) Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru 3) Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru где m – целое число.

Если в уравнении Эйлера показатель степени принять за чисто мнимое число (х=0), то получаем: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Для комплексно – сопряженного числа получаем:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru . Из этих двух уравнений получаем: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Если представить комплексное число в тригонометрической форме: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

и воспользуемся формулой Эйлера: Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

Полученное равенство и есть показательная форма комплексного числа.

Разложение многочлена на множители

Определение. Функция вида f(x) Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru называется целой рациональной функцией от х.

Теорема Безу. При делении многочлена f(x) на разность x – a получается остаток, равный f(a).

Следствие. Если, а – корень многочлена, т.е. f(a) = 0, то многочлен f(x) делится на (х – а) без остатка.

Определение. Если уравнение имеет вид Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен степени n, то это уравнение называется алгебраическим уравнением степени n.

Теорема. (Основная теорема алгебры) Всякая целая рациональная функция f(x) имеет, по крайней мере, один корень, действительный или комплексный.

Теорема. Всякий многочлен n – ой степени разлагается на n линейных множителей вида (x – a) и множитель, равный коэффициенту при xn.

Теорема. Если два многочлена тождественно равны друг другу, то коэффициенты одного многочлена равны соответствующим коэффициентам другого.

Если среди корней многочлена встречаются кратные корни, то разложение на множители имеет вид:

Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru Лекция 22-23. Комплексные числа - student2.ru

ki - кратность соответствующего корня.

Отсюда следует, что любой многочлен n – ой степени имеет ровно n корней (действительных или комплексных).

Наши рекомендации