Последовательность выполнения работы

Занятие 1. Простейшие вычисления, вычисление функций,
получение решений в виде графиков

В ходе занятия необходимо выполнить с помощью средств Mathcad ряд заданий, представленных ниже. В скобках даны ответы, которые должны быть выданы программой.

Задание 1. Простейшие вычисления в Mathcad

Вычислить: 4!; (24)

Вычислить натуральный логарифм от 25; (3.219)

Вычислить е25; (7.2×1010)

Вычислить два выражения: последовательность выполнения работы - student2.ru (3,445×106)

последовательность выполнения работы - student2.ru (3,084×1010)

Вычислить дробь: последовательность выполнения работы - student2.ru (16,469)

Задание 2. Вычислить функцию

Все функции, используемые в Mathcad, можно разделить на встроенные и пользовательские. Встроенные функции – это функции, закон изменения которых задан в Mathcad изначально. Например, синус – это встроенная функция. Для получения значения встроенной функции достаточно корректно просто корректно набрать ее имя с клавиатуры. Встроенных функций в Mathcad сотни.

Пользовательская функция – это функция, заданная произвольным образом с помощью сочетания переменных и встроенных функций. Например:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Правило определения функций в Mathcad такие же, что и в обычной математике. То есть для того, чтобы задать какую-либо функцию, нужно написать её имя (сочетание любого количества символов), переменные, от которых она зависит (если их несколько, то вводятся они в скобках через запятую), и определяющее её математическое выражение. Единственным отличием является оператор определения. В «бумажной» математике это обычное «=». В Mathcad используется принятый в некоторых языках программирования оператор «:=». Ввести данный оператор можно с панели «Калькулятор (Calculator)». Применение для присвоения какого-то значения простого равенство недопустимо, так как в Mathcad «=» выполняет совершенно конкретную роль оператора численного вывода.

Чтобы получить численное значение заданной функции, нужно ниже или правее выражения ввести её имя и поставить знак «=».

Одной из разновидностей задания массивов является использование так называемых ранжированных переменных.

Ранжированная переменная (от англ. range – ряд) – это разновидность вектора, особенностью которого является непосредственная связь между индексом элемента и его значением. В Mathcad ранжированные переменные активно используются как аналог программных операторов цикла (например, при построении графиков).

Простейшим примером ранжированной переменной является вектор, значение элементов которого совпадает с их индексами. Для задания такой ранжированной переменной необходимо выполнить следующую последовательность действий:

- Ввести имя переменной и оператор присваивания;

- Поставив курсор в маркер значения переменной, нажать кнопку «Переменная-диапазон (Range Variable)» на панели «Вектор и матрица (Matrix)». При этом на экране будет показана заготовка в виде двух маркеров, разделенных точками:

последовательность выполнения работы - student2.ru

- В левый маркер заготовки ранжированной переменной вводится ее первое значение, в правый – последнее:

последовательность выполнения работы - student2.ru

- Вывести результат можно введя имя переменной и поставив знак «=»:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Шаг изменения ранжированной переменной при её задании с помощью описанного способа постоянен и равен 1. При необходимости его можно сделать произвольным. Для этого нужно, поставив после левой границы интервала запятую, ввести второе значение ранжированной переменной. Разность между первым и вторым значением определит шаг.

Вычислите функцию:

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 3. Вычислить функцию.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 4. Вычислить функцию двух переменных.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 5. Для задания 2 получить решение в виде графика.

Все основные типы графиков и инструменты работы с ними расположены на панели «График (Graph)». На ней расположены ссылки на семь типов графиков:

- График кривой в двумерной декартовой системе координат (X-Y plot);

- График кривой в полярной системе координат (Polar Plot);

- Поверхность (Surface);

- Контурный график (Contour Plot);

- Столбчатая трехмерная диаграмма (3D Bar Plot);

- Точечный трехмерный график (3D Scatter Plot);

- Векторное поле (Vector Field).

Для построения графика в Mathcad необходимо создать графическую область. Ввести графическую область, как для декартового, так и для любого другого типа графика, можно либо с панели «График (Graph)», либо командой одноименного подменю меню «Вставка (Insert)».

Графическая область представляет собой две вложенные рамки. Во внутренней отображаются непосредственно кривые зависимостей. Пространство между рамками служит для визуализации разного рода служебной информации. Графическую область можно увеличивать и уменьшать с помощью специальных маркеров, расположенных на её внешней рамке.

Для построения графика необходимо в специальном маркере, расположенном в центре под внутренней рамкой графической области, задать имя переменной. А в центральный маркер, расположенный слева от внутренней рамки, нужно ввести функцию или имя функции.

Задание 6. Для построенного в задании 5 графика сделать следующие настройки и получить оформленный график (рис. 13):

а. Толщина линии – 4;

б. Тип линии – пунктир;

в. Цвет графика – синий;

г. Отобразить сетку графика;

д. Подписать график – «Вычисление функции».

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 13. Результат оформления графика

Задание 7. Построить на одних координатных осях графики

последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 8. Для построенных в задании 7 графиков сделать следующие настройки и получить оформленный график двух функций (рис. 14):

а. Толщина линии – 4/3;

б. Тип линии – пунктир/сплошная линия;

в. Цвет графика – синий/красный;

г. Отобразить сетку графика;

д. Подписать график – «Вычисление функции»;

е. Изменить предел отображения графика по оси Y до 1000.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 14. Результат оформления графика двух функций

Задание 9. Построить фигуру Лисажу в полярных координатах (рис. 15)

Y(x) = sin(x); Z(x) = cos(x) при х = 0, 0.5 … 2p.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 15. Результат оформления графика фигуры Лиссажу

Задание 10. Построить график функции:

последовательность выполнения работы - student2.ru .

Настроить внешний вид графика как показано на рисунке 16.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 16. Результат оформления графика функции двух переменных

Задача 11. Построить график уровня и столбиковую диаграмму для функции, указанной в задаче 10.

Занятие 2. Операции с векторами и матрицами, методы решения системы
алгебраических уравнений в матричной форме

В ходе занятия необходимо выполнить с помощью средств Mathcad ряд заданий, представленных ниже.

Задание 1. Построить в одних координатных осях графики

последовательность выполнения работы - student2.ru

Настроить отображение графиков:

а. Толщина линии – 4/3;

б. Тип линии – пунктир/сплошная линия;

в. Цвет графика – синий/красный;

г. Отобразить сетку графика;

д. Подписать график – «Вычисление функции»;

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 17. Результат оформления двух графиков

Задание 2. Построить график функции

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 18. Результат оформления графика функции двух переменных

Задание 3. Ввести векторы и произвести над ними указанные ниже действия, используя инструменты панели инструментов «Вектор и матрица (Matrix)» (рис. 19).

Рис. 19. Инструменты панели инструментов «Вектор и матрица (Matrix)»

Значения переменных: a = 2; b = 3; c = 8; d = 10; e = 23; x = 7

последовательность выполнения работы - student2.ru

Действия: последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 4. Ввести матрицы и провести над ними указанные ниже действия.

Значения переменных: a= 3; b = 1; c = 5; d = 9; e = 7; f = 0; x = 2

последовательность выполнения работы - student2.ru

а. Сложение\вычитание последовательность выполнения работы - student2.ru

б. Скалярное и векторное умножение последовательность выполнения работы - student2.ru

в. Обращение последовательность выполнения работы - student2.ru

г. Транспонирование последовательность выполнения работы - student2.ru

д. Выделение столбцов

Создать из матрицы v1 два вектора. Первый вектор (vek1) – первый столбец матрицы, второй вектор (vek2) – второй столбец.

Вычислить скалярное произведение векторов последовательность выполнения работы - student2.ru

Вычислить векторное произведение векторов последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 5. Ввести две произвольные матрицы (не квадратные). Перемножить.

Задание 6. Ввести произвольную матрицу. Найти обратную ей. Транспонировать. Вычислить определитель.

Задание 7. Составит матрицу А из из указанных ниже элементов и вычислить максимальный и минимальный элемент матрицы А.

Первая строка последовательность выполнения работы - student2.ru ; вторая строка последовательность выполнения работы - student2.ru ; третья строка последовательность выполнения работы - student2.ru .

последовательность выполнения работы - student2.ru .

Ответ: последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 8. Дополнительные операции.

Определение количества строк и столбцов матрицы: количество строк – rows; количество столбцов – cols.

Задание единичной матрицы – identity.

Сортировка элементов вектора

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 9. Решение системы алгебраических уравнений в матричной форме.

Система линейных алгебраических уравнений в матричной форме имеет вид:

последовательность выполнения работы - student2.ru

где: А – квадратная матрица коэффициентов; Х – вектор-столбец неизвестных; В – вектор-столбец правых частей.

Решение системы в матричной форме имеет вид:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решим в матричной форме систему:

последовательность выполнения работы - student2.ru

1 способ:

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

2 способ:

Получение решения с помощью функции lsolve.

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решить 2 способами следующую систему уравнений:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Занятие 3. Методы численного и аналитического решения
систем алгебраических уравнений, нелинейных алгебраических
уравнений, обыкновенных дифференциальных уравнений и систем обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка

При выполнении третьего занятия необходимо учитывать, что при численном решении систем линейных уравнений используется специальный вычислительный блок, открываемый служебным словом Given. Блок имеет следующую структуру:

1. Начальные приближения

2. Given

3. Уравнения

4. Ограничительные выражения с функцией Find

Решить систему уравнений:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Ввод начальных приближений: последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

Ввод служебного слова: последовательность выполнения работы - student2.ru

Ввод системы уравнений (знак равенства берется с панели инструментов – «Булева алгебра (Boolean)»(см. рис. 10))

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Получение решения:

последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 1. Решить самостоятельно приведенную выше систему уравнений.

Задание 2. Решить тремя способами систему уравнений:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 3. Вычислить все корни многочленов

Численное решение нелинейных алгебраических уравнений

1. Решение с помощью функции root.

Функция root(expr,var) вычисляет действительное значение переменнойvar, при котором выражение expr равно 0, т.е. она вычисляет один действительный корень уравнения. При этом необходимо задать его начальное приближение.

Пример. Вычислить корни уравнения: последовательность выполнения работы - student2.ru .

Вводим начальное приближение: x:=2.

Находим корень уравнения: последовательность выполнения работы - student2.ru .

2. Решение с помощью функции polyroots.

Функция polyroots(v) позволяет вычислить все корни полинома.

Пример. Вычислить корни полинома: последовательность выполнения работы - student2.ru

Находим корни полинома: последовательность выполнения работы - student2.ru

Вычислить все корни многочленов.

1. последовательность выполнения работы - student2.ru

2. последовательность выполнения работы - student2.ru

3. последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 4. Решить систему уравнений в аналитическом аналитическом (символьном) виде.

Присер. Решить аналитически систему уравнений:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решение:

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решить аналитически систему уравнений.

последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 5. Аналитическое (символьное) решение нелинейных алгебраических уравнений.

Пример. Решить аналитически уравнение: последовательность выполнения работы - student2.ru .

Решение:

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решить уравнения в символьном виде

1. последовательность выполнения работы - student2.ru

2. последовательность выполнения работы - student2.ru

Задание 6. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений возможно применением функции odesolve(x,b), где х – переменная интегрирования, b – верхняя граница изменения аргумента. Нижняя граница равна 0.

Пример. Решить нелинейное дифференциальное уравнение второго порядка с нулевыми начальными условиями:

последовательность выполнения работы - student2.ru

Решение:

Ввод служебного слова: последовательность выполнения работы - student2.ru
Вводим дифференциальное уравнение: последовательность выполнения работы - student2.ru
Вводим начальные условия: последовательность выполнения работы - student2.ru последовательность выполнения работы - student2.ru
Решаем с помощью функции odesolve: последовательность выполнения работы - student2.ru
Вводим значения х для графика: последовательность выполнения работы - student2.ru

Строим график с решением (рис. 20):

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 20. Результат оформления графика решения

Задание 6. Решить дифференциальные уравнения и построить график решений.

последовательность выполнения работы - student2.ru . (ответ – рисунок 21)

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 21. Результат оформления графика решения

последовательность выполнения работы - student2.ru .

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 22. Результат оформления графика решения

Задание 7. Решить систему дифференциальных уравнений первого порядка.и построить график решений.

Пример. Решить систему:

последовательность выполнения работы - student2.ru .

Решение:

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

последовательность выполнения работы - student2.ru

Строим график с решением (рис. 23):

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 23. Результат оформления графиков решения

Решить систему дифференциальных уравнений и построить график решений (ответ – рисунок 24).

последовательность выполнения работы - student2.ru .

последовательность выполнения работы - student2.ru

Рис. 24. Результат оформления графиков решения

Наши рекомендации