Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ

Особенности развития представлений о величинах у детей Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ
Трудно воспринимают сущность ве­личины Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем дру­гим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изу­чаем на большом разнообразии наглядного материа­ла. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам
Легче воспринимают размеры пред­мета, находящегося близко, чем на расстоянии Сначала сравниваем предметы, находящиеся непо­средственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению
Легче воспринимают сравнение кон­трастных величин Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине
Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раз­даточного материала
Детям свойственно закрепление при­знака величины за конкретным пред­метом: «маленький мяч», «большой мишка» Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Рас­крываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона»
Дети не соотносят размеры предме­тов с размерами своего тела, игно­рируют этот признак Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложе­нием (примериванием)
«Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма) Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знако­мим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера
Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных Только когда усвоится плоскостное сравнение, пере­ходим к объемным предметам
Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины Сначала рассматриваем предметы с ярко выражен­ным одним параметром, а затем объясняем, что пред­мет можно характеризовать по нескольким парамет­рам: «Ленты одинаковые подлине, но разные по ши­рине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий»
Не соблюдают пропорции в рисунках Тренируем в изображении предметов разной величи­ны и обговариваем соответствие их размеров



Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной по­следовательности:

o Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.

o Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.

o Измерительная деятельность.

Задание для самостоятельной работы студентов

Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использова­лись представления детей о различных величинах

Тема № 5 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1.Содержание понятия «ориентировка в пространстве».

2.Значение развития пространственных представлений у до­школьников.

3.Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия пространства.

4.Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

Содержание понятия «ориентировка в пространстве».

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений...

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:

ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

определение собственного положения в пространстве;

определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами Предлоги и наречия, передающие направления движения
На, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. К, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, попе­рек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (на­право), влево (налево), туда, сюда, оттуда, от­сюда и др.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по ма­тематике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизи­руют детские представления.

2. Значение развития пространственных представлений у до­школьников.

1. Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

2. Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

3. Ориентировка на своем теле дает возможность познать час­ти тела как анатомические единицы.

4. Развивается логика, мышление, воображение.

5. Формируются навыки ориентировки на улице.

6. Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

7. Способствует развитию игровой, трудовой, изобразитель­ной, конструктивной, учебной деятельности.

8. Развивает кругозор и др.

Наши рекомендации