Изучения курса «Занимательная математика»
Обучающиеся научатся:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
– строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
– различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Числа. Арифметические действия. Величины (36ч) | ||||
Инструктаж по охране труда. Математика – это интересно | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | 1неделя | ||
Решение нестандартных задач | ||||
Танграм: древняя китайская головоломка | 2неделя | |||
Танграм: древняя китайская головоломка. Составление танграма | ||||
Проектная деятельность «Природное сообщество-аквариум». Знакомство | 3неделя | |||
Проектная деятельность «Природное сообщество-аквариум». | ||||
Проектная деятельность «Природное сообщество-аквариум». Подведение итогов | 4неделя | |||
Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения | ||||
Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения | 5неделя | |||
Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе | ||||
Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Закрепление | 6неделя | |||
Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Знакомство | ||||
Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки | 7неделя | |||
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Знакомство | ||||
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Групповое занятие | 8неделя | |||
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта | ||||
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Закрепление | 9неделя | |||
Конструирование многоугольников из деталей танграма. Знакомство | ||||
Конструирование многоугольников из деталей танграма | 10неделя | |||
Игра - соревнование «Веселый счёт» | ||||
Игра в парах, в группах. Игра - соревнование «Веселый счёт» | 11неделя | |||
Проектная деятельность «Газета умников и умниц». Знакомство | ||||
Проектная деятельность «Газета умников и умниц» | 12неделя | |||
Проектная деятельность «Газета умников и умниц». Итоговый урок | ||||
Весёлая геометрия | 13неделя | |||
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | ||||
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | 14неделя | |||
Веселая математика (викторина) | ||||
Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000» | 15неделя | |||
Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000». Закрепление | ||||
Математические игры. Вычитание в пределах 1000 | 16неделя | |||
Математические игры. Вычитание в пределах 1000. Закрепление | ||||
«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Знакомство | 17неделя | |||
Инструктаж по охране труда. «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу | ||||
«Спичечный» конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Знакомство | 18неделя | |||
«Спичечный» конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием | ||||
Мир занимательных задач (17ч) | ||||
Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Закрепление Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. | 19неделя | ||
Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Закрепление | ||||
Задачи-смекалки. Задачи, допускающие несколько способов решения | 20неделя | |||
Задачи-смекалки. Задачи, допускающие несколько способов решения. Закрепление | ||||
Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 21неделя | |||
Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации | ||||
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | 22неделя | |||
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Закрепление | ||||
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Знакомство | 23неделя | |||
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа | ||||
Викторина математиков | 24неделя | |||
Заполнение числового кроссворда (судоку). Знакомство | ||||
Заполнение числового кроссворда (судоку). Закрепление | 25неделя | |||
Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу | ||||
Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу | 26неделя | |||
Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000 | ||||
Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000. Закрепление | 27неделя | |||
Геометрическая мозаика (15ч) | ||||
Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части | Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. | |||
Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с частично заданным разбиением на части | 28неделя | |||
Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур без заданного разбиения | ||||
Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе | 29неделя | |||
Секреты задач. Решение задач разными способами | ||||
Секреты задач. Решение задач разными способами. Закрепление | 30неделя | |||
Секреты задач. Решение нестандартных задач | ||||
Секреты задач. Решение нестандартных задач. Закрепление | 31неделя | |||
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа | ||||
Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 32неделя | |||
Проектная деятельность «Великие математики» | ||||
Проектная деятельность «Великие математики» (продолжение) | 33неделя | |||
Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | ||||
Создание мини-альбома «Узоры геометрии» (продолжение) | 34неделя | |||
КВН «Подводим итоги…» |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей от _____________ № ____
_____________ С.Б.Чичаева
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______Е.И. Сергиенко
«_____» _____________ 2015г.