V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441

1. В ы п о л н е н и е задания № 441.

– Как называются данные выражения? (Это частные.)

– Чем похожи данные частные? (Делимое – трехзначное число, а делитель – однозначное, значение частного – двузначное число.)

– Найдите значения частных.

– Какие знания помогли вам выполнить это задание?

V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441 - student2.ru V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441 - student2.ru
1 (остаток) 6 (остаток)

– Все ли признаки сходства были названы? (Нет, это деление с остатком.)

– В каждом делимом измените одну цифру так, чтобы деление выполнялось без остатка. Найдите не одно решение.

246 : 3 = 82 240 : 3 = 80 243 : 3 = 81 418 : 8 = 52 424 : 8 = 53 448 : 8 = 56 И т. д.

– Проверьте свои частные, выполнив деление уголком.

– В каждом делимом измените одну цифру так, чтобы значение частного стало трехзначным числом. Найдите не одно решение для каждого частного.

V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441 - student2.ru V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441 - student2.ru V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 441 - student2.ru
1 (остаток) 2 (остаток)

– Внесите в каждое делимое наименьшее количество изменений так, чтобы деление выполнялось без остатка и значение частного было трехзначным числом.

546 : 3 = 182

645 : 3 = 215 И т. д.

2. В ы п о л н е н и е задания № 434.

– Запишите известные вам римские цифры.

– Прочитайте числа, данные в пункте 1.

– Сравните их.

ССLX > CCXL 260 > 240 ССLX > CCXL 310 > 290

С п р а в о ч н ы й м а т е р и а л д л я у ч и т е л я

Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком «~» (титло), который писали над буквой.

Первые десять букв алфавита обозначали единицы, следующие десять букв – десятки, а последние десять букв – сотни.

Число десять тысяч называли словом «тьма» (и теперь мы говорим: «народу тьма тьмущая»).

Современная достаточно простая и удобная десятичная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли ее у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы называют «арабскими», а арабы – «индийскими». Эта система была введена в Европе примерно в 1120 году английским ученым-путешественником Аделардом. К 1600 году она была принята в большинстве стран мира.

Русские названия чисел тесно связаны с десятичной системой счисления. Например, семнадцать означает «семь на десять», семьдесят – «семь десятков», а семь сот – «семь сотен».

До сих пор используются и римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад:

I – 1, V – 5, Х – 10, L – 50, С – 100, D – 500, М – 1000.

Остальные числа записываются этими цифрами с применением сложения и вычитания. Так, например, число XXVII означает 27, так как 10 + 10 + 5 + 1 + 1 = 27.

Если меньшая по значению цифра (I, X, С) стоит перед большей, то ее значение вычитается.

Например, IV означает 4 (5 – 1 = 4), IX означает 9 (10 – 1 = 9). ХС означает 90. Таким образом, число МСММХХХIХ означает 1989, так как

1000 + (1000 – 100) + 50 + 10 + 10 + 20 + (10 – 1) = 1959.

В настоящее время римские цифры обычно применяются при нумерации глав и разделов книги, месяцев года, для обозначения дат значительных событий, годовщин.

Для вычислений запись чисел с помощью римских цифр неудобна. В этом вы можете убедиться сами, если попробуете выполнить, например, сложение чисел ССХСVII и ХIIХ или деление числа ССХСVII на число IX.

3. Р а б о т а в печатной тетради № 3, з а д а н и е № 90.

С ю ж е т: кит, плывущий в море.

– Назовите наименьшее и наибольшее числа на данном рисунке.

4. Р а б о т а в печатной тетради № 3, з а д а н и е № 78.

132 : 3 + 375 : 3 = (132 + 375) : 3

d : 7 + f : 7 = (f + d) : 7

– Какой закон умножения помог вам заполнить пустые клетки? (Распределительный закон умножения относительно сложения.)

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите наивысший разряд четырехзначного и пятизначного числа.

– Какое правило необходимо соблюдать при делении с остатком?

Домашнее задание:учебник, № 434 (2); тетрадь № 3, задание № 81.

У р о к 133 (53).
Сложение многозначных чисел

Цели: создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции сложения многозначных чисел от количества знаков; помочь включить новое знание в практическое умение; продолжить работу с таблицей разрядов; совершенствовать умения записывать в таблицу разрядов многозначные числа и читать числа из таблицы; развивать внимание и умение рассуждать.

Ход урока

Наши рекомендации