Домашняя учебная работа

Значение выполнения учебных заданий дома состоит в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что спо­собствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом.

Учащиеся привыкают контролировать себя, свои мысли, свои действия. Ученик вынужден самостоятельно искать пути и способы решения задания.

Особенно полезны в этом отношении творческие задания, когда, например, на доступном фактическом материале можно выполнить задание разными способами.

Домашняя учебная работа должна удовлетворять определен­ным требованиям:

ü Домашние задания должны быть небольшими, но содержа­тельными. Они сосредоточены на усвоении, закреплении или повто­рении конкретного правила, операции мышления, практического действия. Перегрузки заданиями возникают в силу того, что учитель стремится дать большие по объему задания, которые охватывают все стороны изучаемого материала.

ü Учебные задания на дом более просты и понятны, чем та учебная работа, которая проводится в классе. Иногда учитель дает задание на дом, которое равноценно по трудности или превышает сложность заданий, выполняемых в классе. Но ведь в классе ученик работает под руководством учителя, в условиях коллек­тивных действий. Если домашнее задание сложное, ученик тратит много времени, у него снижается интерес и познавательная актив­ность. Поэтому нужно подбирать задание, где теоретическое по­ложение повторяется на более простом фактическом материале (например, дать математическую задачу с более простыми данны­ми, дать для грамматического анализа более простое предложе­ние и т. п.).

ü Домашние задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей, особенно при составлении задач, примеров, предложений, сочинений, проведении практических и лабораторных работ.

ü Обязательным требованием яв­ляется необходимость инструктивных указаний о том, как выполнять задание. Главное в том, чтобы предупредить возможность меха­нического копирования того, что выполнялось в классе. Ученик всегда должен понимать, какое правило, теоретическое положение лежит в основе выполнения задания. Необходимо обратить внимание на порядок и приёмы домашней работы учащихся, а также на особенности, которыми отличаются задаваемое на дом от того, что решали в классе.

ü Полезно индивидуализировать домашние задания в соответ­ствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе. Для отстающего или неуспевающего ученика более легкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию. Для всех учащихся иногда можно давать задания на разных уровнях с правом выбора желаемого варианта.

ü Всякое домашнее задание должно быть проверено учителем.
Это формирует у школьниковответственность и дисциплину.

ü Учителю нужно знать, каковы формы помощи родителей в учебной домашней работе школьников. Влияние родителей может быть как положительным, так и отрицательным. Своевременная консультация для родителей закрепит полезную помощь и снизит или вовсе ликвидирует неправильное воздействие на выполнение домашней самостоятельной работы.

Выполнение домашних заданий в группах продлен­ного дня

В группах продленного дня, в школах-интер­натах после уроков проводится самостоятельная индивидуальная учебная работа.

Сложность выполнения самостоятельных учебных заданий в том, что их организация по внешней форме напоминает урок. Дети собираются группами или всем классом, консультируются с учителем, советуются друг с другом. Иначе говоря, ученик не остается наедине сам с собой, поэтому его самостоятельная работа напоминает самостоятельную работу на уроке.

Отсюда следует, что основная задача организации самостоя­тельной работы в группах продленного дня, в школах-интернатах сводится к созданию условий для самостоятельного индивидуального выполнения учебных заданий. Групповая орга­низация учебной деятельности сохраняется, так как учащиеся, соблюдая режим дня, занимаются в одни и те же часы, обычно в одной классной комнате. Однако последовательность действий ученика, темп его работы, рассуждения и поиск варианта решения должны быть индивидуальными.

Что необходимо для того, чтобы создать такую ситуацию? Каждый ученик должен четко представлять, что ему следует де­лать в организационном и содержательном плане. Подготовить все необходимые учебные принадлежности, удобно их расположить на столе, найти в учебнике соответствующее задание, вспомнить, к какой изучаемой теме оно относится, воспроизвести правило, фор­мулу, на основе которой выполняется задание, внимательно изучить указания и образец, если имеется, не торопиться, особенно вна­чале, контролировать свою работу и т. д.

Большое значение в этом отношении имеет умелое руководство учителя. Его роль прежде всего состоит в том, чтобы учащиеся знали и соблюдали инструктивные указания. Он помогает ученикам вспомнить этапы работы и их последовательность, советует, какой материал, какое правило нужно вспомнить, чтобы решить задачу, примеры, упражнение. Учитель должен хорошо понимать индиви­дуальные особенности учащихся, чтобы вовремя дать каждому из них верное направление мысли и практической работы. И вся­кий раз, оказывая помощь, учитель думает о том, как выработать у школьников навыки самостоятельной работы и закрепить их, сформировать привычку работать индивидуально, по своему плану.

В этом отношении большое значение имеет инструкция на уроке о том, как выполнять задание. Ученикам нужно хорошо запомнить последовательность действий и операций предстоящей работы.

В условиях школ-интернатов и групп продленного дня возрастают требования к характеру домашних заданий. Они долж­ны быть более интересными, занимательными, более связанными с личным опытом ученика, с непосредственными наблюдениями, боль­ше включать проблемных ситуаций и вопросов. Задача в том, чтобы стимулировать познавательный интерес и активность уча­щихся. Учитель постоянно ищет удовлетворяющие этому требова­нию задания. Если в арсенале учителя имеется большое разно­образие видов самостоятельных работ, то он всегда подберет наи­лучший вариант задания.


Наши рекомендации