Понятие об автоматизированном счислении пути судна

Автоматизированное (автоматическое) счисление пути судна выполняется с помощью аналоговых вычислительных устройств – автопрокладчиков («Путь-1», «АП-2», «АП-3», «АП-4» и др.).

В основу конструкции автопрокладчика положены формулы аналитического (письменного) счисления.

Для «АП-4»:

Понятие об автоматизированном счислении пути судна - student2.ru (17.28)

Для автоматической выработки значений разности широт (РШ) и разности долгот (РД) в схему автопрокладчика вводится информация о курсе судна (ГКК, DГК), его скорости по лагу (VЛ, DЛ), а также данные о дрейфе (a) и течении (КТ, uТ).

В результате решения задачи аналитического счисления на выходе автопрокладчика должны быть получены текущие значения широты (jТ) и долготы (lТ) места судна в соответствии с формулами:

Понятие об автоматизированном счислении пути судна - student2.ru (17.29)

При нормальной работе автопрокладчика:

- графически (карандашом) наносится плавание судна (нижняя карта);

- постоянно указывается место судна («зайчик») на верхней карте;

- постоянная выработка и указание текущих координат судна (jТ, lТ).

Перед включением автопрокладчика необходимо:

- установить путевые навигационные карты (нижнюю и верхнюю), выставить самописец в исходную точку (j1, l1), включить нужный масштаб путевой карты;

- проверить правильность ввода исходных данных и контролировать их изменение в процессе плавания.

Недостаток автоматического счисления пути судна – при пропадании какого-то вида питания или выходе из строя какого-либо элемента или прибора автопрокладчика – теряется вся информация о текущем месте.

Практика показывает, что автоматическое и ручное графическое счисление пути судна должны вестись параллельно.

Задачи простого аналитического (письменного)

Счисления пути судна

№ зад. УСЛОВИЕ ОТВЕТ
Начальная точка φ (N), λ (W) ИК S (мили) РШ ОТШ РД Конечная точка φ (N), λ (W)
44°30,0' 10°00,0' 30° 294,0 254,6' к N 147,0' к Е 207,9' к Е 48°44,6' 6°26,0'
44°30,0' 4°30,0' 310° 302,0 194,1' к N 231,3' к W 333,0' к W 47°44,1' 10°03,0'
44°30,0' 5°00,0' 305° 256,0 146,8' к N 209,7' к W 300,7' к W 46°56,8' 10°00,7'
44°30,0' 5°30,0' 295° 208,0 87,9' к N 188,6' к W 267,7' к W 45°57,9' 9°57,4'
44°30,0' 6°00,0' 280° 174,0 30,2' к N 171,3' к W 241,1' к W 45°00,2' 10°01,1'
48°00,0' 6°00,0' 210° 360,0 311,8' к S 180,0' к W 256,8' к W 42°48,2' 10°16,8'
48°00,0' 6°30,0' 207° 345,0 307,4' к S 156,6' к W 223,5' к W 42°52,6' 10°13,5'
48°00,0' 7°00,0' 204° 330,0 301,5' к S 134,2' к W 191,5' к W 42°58,5' 10°11,5'
48°00,0' 7°30,0' 200° 315,0 296,0' к S 107,7' к W 153,7' к W 43°04,0' 10°03,7'
48°00,0' 8°30,0' 197° 305,0 291,7' к S 89,2' к W 126,7' к W 43°08,3' 10°36,7'
48°00,0' 9°00,0' 194° 300,0 291,1' к S 72,6' к W 103,6' к W 43°08,9' 10°43,6'
48°00,0' 9°30,0' 191° 295,0 289,6' к S 56,3' к W 80,5' к W 43°10,4' 10°50,5'
48°00,0' 8°00,0' 188° 280,0 277,3' к S 39,0' к W 55,9' к W 43°22,7' 8°55,9'
48°00,0' 10°00,0' 184° 275,0 274,3' к S 19,2' к W 27,5' к W 43°25,7' 10°27,5'
48°00,0' 10°30,0' 180° 260,0 260,0' к S 0,0' 0,0' 43°40,0' 10°30,0'


Разность широт и отшествие

(выдержка из табл. 24 «МТ-75» или табл. 2.19а «МТ-2000»)

Таблица 17.8

Плавание, S, мили Курс
176° 184° 356° 175° 185° 355° 172° 188° 352° 10° 170° 190° 350° 11° 169° 191° 349° 14° 166° 194° 346°
РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ
4,99 7,98 9,98 26,93 27,93 28,93 29,93 73,82 0,35 0,56 0,70 1,88 1,95 2,02 2,09 5,16 4,98 7,97 9,96 26,90 27,89 28,89 29,89 73,72 0,44 0,70 0,87 2,35 2,44 2,53 2,61 6,45 4,95 7,92 9,90 26,74 27,73 28,72 29,71 73,28 0,70 1,11 1,39 3,76 3,90 4,04 4,18 10,30 4,92 7,88 9,85 26,59 27,57 28,56 29,54 72,88 0,87 1,39 1,74 4,69 4,86 5,04 5,21 12,85 4,91 7,85 9,82 26,50 27,49 28,47 29,45 72,64 0,95 1,53 1,91 5,15 5,34 5,53 5,72 14,12 4,85 7,76 9,70 26,20 27,17 28,14 29,11 71,80 1,21 1,94 2,42 6,53 6,77 7,02 7,26 17,90
Плавание, S, мили ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ
86° 94° 266° 274° 85° 95° 265° 275° 82° 98° 262° 278° 80° 100° 260° 280° 79° 101° 259° 281° 76° 104° 256° 284°
Курс
Плавание, S, мили Курс
15° 165° 195° 345° 17° 163° 197° 343° 20° 160° 200° 340° 21° 159° 201° 339° 24° 156° 204° 336° 25° 155° 205° 335°
РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ
4,83 7,73 14,49 19,32 23,18 28,98 31,88 45,40 94,66 1,29 2,07 3,88 5,18 6,21 7,76 8,54 12,16 25,36 4,78 7,65 14,34 19,13 22,95 28,69 31,56 44,9593,72 1,46 2,34 4,39 5,85 7,02 8,77 9,65 13,74 28,65 4,70 7,52 4,10 18,79 22,55 28,19 31,01 44,17 92,09 1,71 2,74 5,13 6,84 8,21 10,26 11,29 16,07 33,52 4,67 7,47 14,00 18,67 22,41 28,01 30,81 43,88 91,49 1,79 2,87 5,38 7,17 8,60 10,75 11,83 16,84 35,12 4,57 7,31 13,70 18,27 21,93 27,41 30,15 42,94 89,53 2,03 3,35 6,10 8,13 9,76 12,20 13,42 19,12 39,86 4,53 7,25 13,59 18,13 21,75 27,19 29,91 42,60 88,82 2,11 3,38 6,34 8,45 10,14 12,68 13,95 19,86 41,42
Плавание, S, мили ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ
75° 105° 255° 285° 73° 107° 253° 287° 70° 110° 250° 290° 69° 111° 249° 291° 66° 114° 246° 294° 65° 115° 245° 295°
Курс
Плавание, S, мили Курс
27° 153° 207° 333° 30° 150° 210° 330° 34° 146° 214° 326° 35° 145° 215° 325° 36° 144° 216° 324° 37° 143° 217° 323°
РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ
3,56 4,46 5,35 22,28 25,84 30,29 32,08 40,10 49,01 1,82 2,27 2,72 11,15 13,17 15,44 16,34 20,43 24,97 3,46 4,33 5,20 21,65 25,11 29,44 31,18 38,97 47,63 2,00 2,50 3,00 12,50 14,50 17,00 18,00 22,50 27,50 3,32 4,15 4,97 20,73 24,04 28,19 29,85 37,31 45,60 2,24 2,80 3,36 13,98 16,22 19,01 20,13 25,16 30,76 3,28 4,10 4,91 20,48 23,76 27,85 29,49 36,86 45,05 2,29 2,87 3,44 14,34 16,63 19,50 20,65 25,81 31,55 3,24 4,05 4,85 20,23 23,46 27,51 29,12 36,41 44,50 2,35 2,94 3,53 14,69 17,05 19,98 21,16 26,45 32,33 3,19 3,99 4,79 19,97 23,16 27,15 28,75 35,94 43,93 2,41 3,01 3,61 15,05 17,45 20,46 21,67 27,08 33,10
Плавание, S, мили ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ ОТШ РШ
63° 117° 243° 297° 60° 120° 240° 300° 56° 124° 236° 304° 55° 125° 235° 305° 54° 126° 234° 306° 53° 127° 233° 307°
Курс
Плавание, S, мили Курс
40° 140° 220° 320°
РШ ОТШ
1,53 6,13 9,19 21,45 22,98 33,71 65,88 76,60 1,29 5,14 7,71 18,00 19,28 28,28 55,28 64,28
Плавание, S, мили ОТШ РШ
50° 130° 230° 310°
Курс

Разность долгот

(выдержка из табл. 25а «МТ-75» или 2.20 «МТ-2000»)

Таблица 17.9

φСР ОТШЕСТВИЕ
40,0° 1,31' 2,61' 3,92' 5,22' 6,53' 7,83' 9,14' 10,44' 11,75' 130,5'
40,5° 1,32' 2,63' 3,95' 5,26' 6,58' 7,89' 9,21' 10,52' 11,84' 131,5'
41,0° 1,33' 2,65' 3,98' 5,30' 6,63' 7,95' 9,28' 10,60' 11,93' 132,5'
41,5° 1,34' 2,67' 4,01' 5,34' 6,68' 8,01' 9,35' 10,68' 12,02' 133,5'
42,0° 1,35' 2,69' 4,04' 5,38' 6,73' 8,07' 9,42' 10,77' 12,11' 134,6'
42,5° 1,36' 2,71' 4,07' 5,43' 6,78' 8,14' 9,49' 10,85' 12,21' 135,6'
43,0° 1,37' 2,73' 4,10' 5,47' 6,84' 8,20' 9,57' 10,94' 12,31' 136,7'
43,5° 1,38' 2,76' 4,14' 5,51' 6,89' 8,27' 9,65' 11,03' 12,41' 137,9'
44,0° 1,39' 2,78' 4,17' 5,56' 6,95' 8,34' 9,73' 11,12' 12,51' 139,0'
44,5° 1,40' 2,80' 4,21' 5,61' 7,01' 8,41' 9,81' 11,22' 12,62' 140,2'
45,0° 1,41' 2,83' 4,24' 5,66' 7,07' 8,49' 9,90' 11,31' 12,73' 141,4'
45,5° 1,43' 2,85' 4,28' 5,71' 7,13' 8,56' 9,99' 11,41' 12,84' 142,7'
46,0° 1,44' 2,88' 4,32' 5,76' 7,20' 8,64' 10,08' 11,52' 12,96' 144,0'
46,5° 1,45' 2,91' 4,36' 5,81' 7,26' 8,72' 10,17' 11,62' 13,07' 145,3'
47,0° 1,47' 2,93' 4,40' 5,87' 7,33' 8,80' 10,26' 11,73' 13,20' 146,6'
47,5° 1,48' 2,96' 4,44' 5,92' 7,40' 8,88' 10,36' 11,84' 13,32' 148,0'
48,0° 1,49' 2,99' 4,48' 5,98' 7,47' 8,97' 10,46' 11,96' 13,45' 149,4'
48,5° 1,51' 3,02' 4,53' 6,04' 7,55' 9,05' 10,56' 12,07' 13,58' 150,9'
49,0° 1,52' 3,05' 4,57' 6,10' 7,62' 9,15' 10,67' 12,19' 13,72' 152,4'

Выводы

1. Аналитическое (письменное) счисление координат судна – это вычисление по формулам географических координат судна по его курсу и плаванию.

2. Аналитическое (письменное) счисление координат судна подразделяется на простое, составное и сложное.

3. Достоинством аналитического (письменного) счисления координат судна является его высокая точность; недостатками – отсутствие наглядности, громоздкость вычислений и невозможность непрерывного получения счислимых координат судна.

4. Недостатки аналитического счисления исключаются при автоматическом счислении пути судна.

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».

ГЛАВА 18. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ СЧИСЛЕНИЯ

КООРДИНАТ СУДНА

Наши рекомендации