Школьная олимпиада (2ч)
Программа факультативного курса по математике
"За страницами учебника математики"
Для учащихся пятых классов
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- разностороннее развитие личности.
Задачи:
- развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.
Факультативное занятие по математике является основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-х классов.
По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся– 1 час в неделю.
Оптимальная численность группы – 15 человек.
В основе факультативной работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся пятых классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях факультатива ученик должен уметь:
· решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; решать логические, нестандартные, старинные задачи; с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
Учебно-тематический план (1ч в неделю, всего 34 ч)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |
всего | практика | ||||
Введение | Викторина | Результаты викторины | |||
2. | Приемы устного счета | Решение задач | Решенные задачи | ||
Решение математических задач | Практикум-игра | Алгоритмы решения | |||
Головоломки | Беседа, практикум-игра | Решенные задачи | |||
Элементы логики | Проблемно-поисковая беседа | Запись полученных результатов | |||
Школьная олимпиада | Решение задач | Решенные задачи | |||
Решение олимпиадных задач | Практикум-состязание эрудитов | Решенные задачи | |||
Круги Эйлера | Решение задач | Решенные задачи | |||
Решение уравнений | Практикум-игра | Алгоритмы решения | |||
Решение нестандартных задач. Задачи конкурса «Кенгуру» | Решение задач | Решенные задачи | |||
Игра «Математик бизнесмен» | Сюрприз | Результаты игры | |||
12. | Графы и их применение в решении задач | Решение задач | Решенные задачи | ||
Математические ребусы | Решение задач | Решенные задачи | |||
Итоговое занятие. Выпуск математических газет | Конкурс | Результаты конкурса |
Содержание
1. Введение (1ч)Знакомство с программой работы кружка. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. – 1ч.
2. Приемы устного счета(2ч) Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Признаки делимости чисел. Счет у первобытных людей. Математическая игра «Не собьюсь».
3. Решение задач (4ч)Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; математических рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом, задачи конкурса “Кенгуру”. Практикум. Игра “Путешествие по стране математика” – 1ч.
4. Головоломки (3ч)Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Ох,уж эта математика ” – 1ч.
5. Элементы логики (3ч) Решение математических задач с помощью рассуждений. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.
Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру” – 1ч.
Школьная олимпиада (2ч)
Практикум. Состязание эрудитов– 2ч.