Грамматический строй речи

Разработала: учитель-логопед

Ершова Наталья Германовна

МАДОУ Детский сад «Журавушка» № 1

Пермский край

Г. Чайковский

Речевая карта

1. Фамилия, имя ребёнка ________________

2. Дата рождения ______________________

3. Из какого д/с и когда направлен ________

4. Домашний адрес _____________________

5. Сведения о семье ____________________

______________________________6. Жалобы родителей ___________________

__________________

7. Анамнез ____________________________

Как протекали беременность и роды ______

____________

Сон __

Вскармливание ________________________

Когда закричал ________________, рост ________________, вес _______________

Психомоторное развитие ________________

Держать головку ____________ Сидеть ______________ Ползать ______________

Вставать _____________________________ Ходить __________________________

Первые зубы ______________ Количество зубов к одному году ________________

Заболевания: до 1 года __________________

______

до 3-х лет _____________________________

______

Хронические __________________________

Ушибы, травмы головы _________________

Операции _____________________________

8. Речевое развитие ребёнка:

гуленье _____________________________ лепет ____________________________

первые слова ________________________ фразы ____________________________

Как шло накопление словаря _____________

Не прерывалось ли речевое развитие ______

____________

Оказывалась ли логопедическая помощь ___

Моторная сфера

1. Ручная моторика

зайчик _____ зайчик-колечко ______

коза _____ пианино ______

крестик _____ кулак-ребро-ладонь ______

2. Мимика

глаз закрыть правый _________________ левый _________________

брови поднять _________________ нахмурить ____________

щёки надуть __________________ втянуть ____________________

нос наморщить ______________

3. Артикуляционная моторика

рот открыть _________________ закрыть ___________________

челюсть влево ________________ вправо ____________________

губы улыбка _________________ трубочка ___________________

язык блинчик ________________ иголка ____________________

часы ____________________ качели ____________________

Строение артикуляционного аппарата

Губы ____________________________ Зубы ______________________________

Нёбо ____________________________ Язык ______________________________

Пространственные представления

1. Схема тела

5 лет собственная

6 лет собственная

чужая

по картинке

2. Окружающее пространство

пассивно активно

вверху

внизу

впереди

сзади

слева

справа

между

3. На листе бумаги

пассивно активно

вверху

внизу

слева

справа

посередине

между

Звуковая сторона речи

1. Общее звучание речи

темп __

ритм _

голос _

дыхание ______________________________

артикуляция ___________________________

интонации ____________________________

2. Произношение звуков _________________

________________________

3. Дифференциация звуков

- пары слогов

ка-га мя-ма да-ба

то-до нё-но до-го

пу-бу вю-ву ку-ту

- тройки слогов

па-па-ба ма-мя-мя

ко-го-го нё-нё-но

ту-ду-ту фу-фю-фу

- тройки слогов (6 лет)

за-са-за тя-ча-тя

ка-га-га ча-ся-чап

та-тя-та ща-ся-ща

за-жа-за ща-ча-ща

ра-ла-ра ша-ща-ща

ря-ля-ря тя-ща-тя

я-ля-я ца-са-ца

- пары слов

ложкирысь

рожки рис

мискатёлка

мишка чёлка

розытёлка

рожи щёлка

санкичёлка

танки щёлка

кошкамышка

кочка мишка

Петькабанка

печка банька

чашанос

чаща нёс

- разложить картинки

р-л с-ш ч-щ

4. Языковой анализ-синтез

5 лет

- выделить звук [ ц ] в ряду звуков ________

- выделить первый звук в слове

аист ослик утка ива

ноги туфли медведь

- выделить последний звук в слове

суп соль лиса

6 лет

- слоговой синтез слова «машина» ________

- слоговой анализ слова «самолёт» ________

- звуковой синтез слова «мак» ____________

- звуковой анализ слова «нос» ____________

- синтез предложения без предлога ________

с предлогом ________

- анализ предложения без предлога ________

с предлогом ________

- придумать слова со звуком [ с ] в начале __

в середине ________________________________

в конце ___

Воспроизведение звуко-слоговой структуры

1. Слова

5 лет

сковорода

сквозняк

парашютист

свисток

скворечник

милиционер

аквариум

микстура

лекарства

простокваша

подснежник

погремушка

6 лет

строительство

температура

фотоаппарат

экскаватор

виолончелист

регулировщик

водопроводчик

2. Предложения

5 лет

- Мальчик слепил снеговика _____________

______

- Волосы подстригают в парикмахерской ___

______

- Парашютисты готовятся к прыжку _______

______

- Сестрёнка развешивает простыни ________

______

6 лет

- Водопроводчик чинит водопровод _______

______

- Регулировщик стоит на перекрёстке ______

______

- У фотографа фотоаппарат со вспышкой __

______

- Виолончелист укладывает инструмент в футляр ___________________________

______

Словарь

1. Имена существительные

- Детёныши животных и птиц

лошадь коза свинья

корова овца курица

птица гусь белка

- Части тела животных

когти гребень копыта

грива хобот плавники

- Части предметов

Грамматический строй речи - student2.ru донышко сиденье

чайник носик стул спинка

Грамматический строй речи - student2.ru крышка ножки

- Обобщающие слова

транспорт

овощи

фрукты

ягоды

2. Глаголы

- Как подают голос?

собака утка ворона

кукушка свинья волк

курица воробей гусь

- Приставочные

выходит заходит уходит

переходит подходит отходит

3. Имена прилагательные

- Подбор имени прилагательного к имени существительному: кошка какая?

____________

- Антонимы

большой-маленький шар ________________

______

длинный-короткий ремень _______________

______

толстая-тонкая книга ____________________

______

чистое-грязное платье ___________________

______

глубокая-мелкая тарелка ________________

______

густой – редкий лес _____________________

______

Грамматический строй речи

1. Словоизменение: множественное число имён существительных

дом флаг брат

окно ручей дерево

ребёнок ухо рот

глаз коза день

2. Словообразование

- уменьшительно-ласкательная форма имён существительных

стул гнездо песня

лоб голова дерево

- имена прилагательные от имён существительных

дерево железо яблоко

снег кожа груша

3. Согласование

- имени прилагательного с именем существительным

мой жёлтый

моя жёлтая

моё жёлтое

мои желтые

- имени существительного с числительным

дерево лампа тетрадь

иголка окно пень

4. Падежные формы

- На чём катаются дети зимой? ___________

- Чего много в лесу? ____________________

______

- Чем накрыт стол? _____________________

5.Предлоги пассивно активно

на ____

с (со) _

в _____

из ____

под ___

из-под ________________________________

над ___

за ____

из-за _

перед _

между ________________________________

к _____

Предложения

1. Повторить

На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки

______

______

2. Закончить

Вечером дети возвращаются домой … _____

______

3. Составить по опорным словам: мышка, кошка, поймать

____________

4. По сюжетной картинке

____________

5. По сюжетной картинке и вопросу: Почему девочка плачет?

____________

6. По вопросу: Для чего нужна лейка?

____________

7. По предметной картинке

____________

8. По двум предметным картинкам

____________

Связная речь

1. Пересказ.

2. Рассказ-описание.

2. Рассказ по сюжетной картине.

4. Рассказ по серии сюжетных картин.

Наши рекомендации