О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы . Ф у н к ц и о н а л ь -

УДК 621.01 (075)

ББК 34.44я 73

Ф33

Рецензенты: А.В. Бородин, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой ТММ и ДМ

Омского государственного университета путей сообщения;

В.Н. Никитин, канд. техн. наук, проф. Сибирской автомобильно-

дорожной академии

Фёдоров Н.Н.

Ф33 Теория механизмов и машин: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 60с.

В конспекте лекций излагается основное содержание курса теории механизмов и машин, включающее структуру, кинематический, кинетостатический и динамический анализ механизмов, а также кинематику зубчатых механизмов и геометрию эвольвентного зубчатого зацепления. Предназначен для студентов дистанционной формы обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

© Н.Н. Фёдоров, 2005

© Омский государственный

технический университет, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.…...………………………………………………………………… ........4

Введение.……………………………………………………………………………......5

1. Структура плоских механизмов…………………………………………….…….6

1.1. Классификация плоских кинематических пар…………………………….…......6

1.2. Расчёт подвижности плоского механизма…………………………………..…....8

1.3. Структурная классификация механизмов………………………………….….....9

1.4. Замена высших пар в плоских механизмах…………………………………..…12

1.5. Избыточные (повторяющиеся) связи и местные подвижности в механизмах. 12

2. Кинематика зубчатых механизмов…………………………………………........14

2.1. Понятие о передаточном отношении………………………………………........14

2.2. Передаточное отношение простой зубчатой передачи………….……….…….15

2.3. Кинематика зубчатых механизмов с неподвижными осями колёс……………16

2.4. Кинематика механизмов планетарного типа.……………………………….…..18

3. Эвольвентное зубчатое зацепление..…………….………………………………22

3.1. Основной закон зацепления.………………………………………………….….22

3.2. Эвольвента окружности, её свойства и уравнение.………………………….…23

3.3. Элементы зубчатого колеса.……………………………………………………..25

3.4. Элементы и свойства эвольвентного зацепления.………………………….…..26

3.5. Методы изготовления зубчатых колёс…………………………………………..28

3.6. Геометрия реечного производящего исходного контура……………………....29

3.7. Подрез зуба колеса и его предотвращение………………………………….…..31

3.8. Качественные характеристики эвольвентного зацепления……………….…....33

3.9. Назначение коэффициентов смещения для нарезания зубчатых колёс….........37

3.10.Расчёт геометрических размеров зубчатых колёс……………………………...37

4. Кинематика механизмов с низшими кинематическими парами…………….....41

4.1. Задачи исследования; исходные данные; методы исследования...………….…41

4.2. Аналитический метод………………………………………………………….....42

4.3 Метод планов положений, скоростей и ускорений.…………………………...43

4.4.Метод кинематических диаграмм (метод графического дифференцирования)46

5. Кинетостатика механизмов. ……………………………………………….…….47

5.1. Расчёт сил инерции. ………………………………………………………….….47

5.2. Общие положения силового расчёта механизмов..………………………….…50

5.3. Метод планов сил для определения реакций в кинематических парах. ….….51

5.4. Определение уравновешивающей силы способом Н.Е.Жуковского.………....53

6. Динамика машин.…………………….…………………………………………...55

6.1. Вспомогательные задачи динамики машин.………………………….…………55

6.2. Характеристика режимов движения машин.………………………….………...57

6.3. Уравнения движения машин.……………………………….……………………59

6.4. Назначение и приближённое определение момента инерции маховика……...60

Предисловие

Теория механизмов и машин (ТММ) излагает научные основы создания новых машин и механизмов, методы их построения и методы теоретического и экспериментального исследования. Из-за недостатка времени, отводимого на изучение этого курса в настоящее время, и требуемого объёма материала основное внимание данного пособия сосредоточено на необходимых понятиях механики машин (другое название дисциплины) и методах теоретического исследования механизмов и машин. Основой данного конспекта является курс, который автор читал в течение многих лет на различных факультетах ОмГТУ. Основной целью преподавания курса ТММ в настоящее время автор считает дать минимально необходимый объём знаний по механике машин для того, чтобы студент - машиностроитель понимал и успешно усваивал материал специальных предметов, которые ему придётся изучать на последующих курсах университета. К сожалению, из-за вышеуказанных причин в данном конспекте мало затрагиваются разделы, посвящённые проблемам синтеза механизмов, однако автор надеется, что студент, прочитав и усвоив содержание предлагаемого материала, сумеет в случае необходимости с привлечением других источников справиться с решением возникших перед ним задач проектирования механизмов.

Для упорядочения изложения материал разбит на разделы, пронумерованные арабскими цифрами. Внутри разделов имеются более мелкие рубрики (параграфы), которые имеют двойную нумерацию – первая цифра обозначает номер раздела, а вторая – номер рубрики внутри раздела. Внутри этих рубрик могут быть ещё более мелкие подразделения. Такого порядка автор придерживается и при чтении курса.

В конце каждого раздела приводится перечень вопросов для самопроверки. Это должно помочь студенту проверить, насколько глубоко он усвоил материал, и не требуется ли его повторить, а может быть и не один раз. В случае стойкого непонимания каких-либо моментов студент может обратиться за консультацией к преподавателю.

В заключение автор выражает искреннюю благодарность студентке Любимцевой М.В., предоставившей ему свои записи лекций, и техническую помощь при оформлении материала.

Введение

Теория механизмов и машин (ТММ) изучает общие методы исследования и проектирования механизмов и машин.

Проблемы, которыми занимается ТММ, – это проблемы анализа и синтеза механизмов и машин. Анализ заключается в определении свойств существующих механизмов и машин. Это прямая задача механики машин. Обратная задача – синтез механизмов, т. е. создание новых механизмов, которые должны обладать улучшенными свойствами по сравнению с существующими с точки зрения производительности, надежности, долговечности и др.

О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы . Ф у н к ц и о н а л ь -

н а я к л а с с и ф и к а ц и я м а ш и н . Машина есть устройство, создаваемое человеком для использования законов природы с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его производительности путем частичной или полной замены человека в его трудовых и физиологических функциях.

Все существующие машины можно разделить на следующие группы:

I. Энергетические. В них происходит преобразование энергии из одного вида в другой (например, электрогенераторы, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания любого типа, паровые и газовые турбины и т. д.).

II. Технологические. Они предназначены для изменения формы, размеров и физических свойств материалов (металлорежущие станки, деревообрабатывающие, дорожные, строительные, полиграфические машины, машины пищевых производств, машины текстильной и лёгкой промышленности и др.). Эти машины составляют самую многочисленную группу.

III. Транспортные. Эти машины служат для перемещения всевозможных изделий, материалов и людей (автомобили, самолёты, локомотивы, суда, подъемные краны, конвейеры, манипуляторы).

IV. Логические (информационные). Машины, составляющие эту группу, служат для хранения, переработки и передачи информации (различные вычислительные устройства, ЭВМ, компьютеры в том числе ПК).

V. Кибернетические. Для замены человека в его трудовых, и физиологических функциях (аппараты искусственное сердце, искусственные почки, робот-домохозяйка и др.).

ТММ изучает те машины и механизмы, которые функционируют на основе законов механики, отсюда другое название ТММ – механика машин.

У з к о е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы . Машина есть устройство, действующее на основе законов механики и предназначенное для преобразования энергии, материалов и информации и перемещения изделий.

Машина, как правило, состоит из одного или нескольких механизмов, основное назначение которых – преобразование движения (с одновременным преобразованием сил). Механизмом называется искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.

Твердые тела в составе механизма – звенья. Неподвижное звено механизма называется стойкой. Подвижное соединение двух звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой.

Наши рекомендации