Изменение прибыли в условиях монополии

Q P = AR TR MR AC TC MC П
-100
-28
113,3
91,67
91,43
93,73 -14
97,78 -142
-12 -310

Расчеты ведутся при условии FC=100.

Выводы:

1) Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.

2) Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.

3) В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.

4) Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.

5) Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.

6) Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.

L − сила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.

Изменение прибыли в условиях монополии - student2.ru Изменение прибыли в условиях монополии - student2.ru

Регулируемая монополия

В условиях регулируемой монополии могут возникать несколько ситуаций.

Изменение прибыли в условиях монополии - student2.ru

Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).

Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).

В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:

1) определить характеристики рыночного спроса;

2) определить издержки;

3) определить объем производства, соответствующий условию равновесия;

4) определить максимальную прибыль при соответствующей цене.

Дискриминационные цены

Типы дискриминации:

1) совершеннаядискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;

2) дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;

3) ценовая дискриминация на сегментированных рынках.

Назначение дискриминационных цен

Графический способопределения дискриминационных цен на разных сегментах рынка Аналитический подход
Изменение прибыли в условиях монополии - student2.ru Изменение прибыли в условиях монополии - student2.ru

Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC

EMR − линия равной предельной выручки

Выводы:

1) При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.

2) При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.

3) Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.

Наши рекомендации