Основные формы проведения занятий
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 5 класса,
срок реализации – один учебный год, 34 часа,
направление – общеинтеллектуальное
Авторы:
Жигулев Л.А., заслуженный учитель РФ,
доцент кафедры физико-
математического образования СПБ АППО,
Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент
заведующий кафедрой физико-
математического образования СПБ АППО,
Санкт-Петербург
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· раскрытие творческих способностей учащихся;
· развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
· воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
· решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
· формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
· специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
· работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет формированиепредставлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
· В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
· Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
· познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
· познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
· освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
· рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
· познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
· расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
· познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
· познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
· приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
· приобрести опыт презентации собственного продукта.
Формы и режим занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 5-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора». В этой связи наилучшим началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября-начало октября, а завершением работы – конец апреля.
«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи рекомендованная продолжительность учебного занятия - 90 минут.
Вместе с тем, если в образовательном учреждении не могут быть созданы указанные условия, то режим проведения занятий может быть следующим: по 1 занятию раз в неделю в течение 34 учебных недель.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий
1. Комбинированное тематическое занятие:
ü Выступление учителя или кружковца.
ü Самостоятельное решение задач по избранной теме.
ü Разбор решения задач (обучение решению задач).
ü Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.
ü Ответы на вопросы учащихся.
ü Домашнее задание.
2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
3. Заслушивание рефератов учащихся.
4. Коллективный выпуск математической газеты.
5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
6. Изготовление моделей для уроков математики.
7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
8. Просмотр видеофильмов по математике.
Специфика математической деятельности такова, что требует системной отработки навыка приобретаемых умений, поэтому поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, решении задач, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.