Одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ
Гласные «Хитрые»
Буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ ]я – [й ΄]
я – [а] [э] [а]
э – [э] ё – [й ΄]ю – [й΄ ]
е – [э] [о] [у]
о – [о] 1. в начале слова – якорь
ё – [о] 2. в середине слова после
у – [у] разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – [у] 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,
и – [и] поём
ы – [ы]
10 – [6]
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
· щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]
возчик - [вощ΄ик΄]; зч
мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
· цирк - [цырк]; ц
купаться - [купаца]; тьс [ц]
дерётся - [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].
5. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!
Звукобуквенный анализ слова
1. Запиши слово.
2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.
3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»
4. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.
5. Нарисуй схему слова.
6. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.
Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!
Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф
БУКВА
[ ЗВУК ]
ГЛАСНЫЙСОГЛАСНЫЙ
УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ
Части речи
Самостоятельные
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Имя числительное | Местоимение | Наречие |
предмет | признак предмета | действие предмета | число, количество и порядок предметов при счёте | не называет, а указывает | признак действия, состояния |
кто? что? | какой? какая? какое? какие? | что делать? что сделать? | сколько? который? | кто? что? чей? | как ? когда? где? откуда? почему? |
тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор | умный, умная, умное, умные | читал, читаю, прочту | пять, трое, седьмой | я мы ты вы он она оно они | радостно вчера вверху издалека поневоле |
Служебные
Предлоги | Союзы | Частицы |
о об до по под от перед с около за над из на без к в | и, да (и), или, а, но, | вот, даже, только, бы, ли, не, ни |
Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.
Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет
· конкретные предметы (парта,ветка)
· явления природы (иней,дождь)
· живые существа (воробей,малыши)
· события (митинг,праздник)
· процесс, действие (выращивание,падение)
· абстрактные понятия (любовь,радость)
одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.
Кто? что?
птица ветер
ребёнок зелёнка
нарицательные собственные
(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов
предметов, явлений) для отличия их от других)
соловей Россия
очарование Обь
победа Толстой
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? любознательный – мужской род (м.р.)
какая?здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)
какое?прозрачное – среднийрод (ср. р.)
какие?чистые -- множественное число (мн.ч.)
чей?Светин, папин
Глагол— это часть речи, которая обозначает действие предметови отвечает на вопросы что делать?мечтать
что сделать?смастерить
1. Начальная форма глагола – неопределённая форма
что делать? писать, нести
что сделать? написать, принести
2. Бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.
Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.
3. Глаголы изменяютсяпо временам:
Настоящее время – действие происходит в момент речи.
что делаю? – читаю, вижу;
Будущее время – действие будет происходить после момента речи.
что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;
Прошедшее время – действие происходило до момента речи.
что делал? – читал, что сделал? – увидел.
4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.
5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:
Мужскойрод(м.р) – он блестел
Женскийрод(ж.р) – она блестела
Среднийрод(ср.р) – оно блестело
Предложение | Знак в конце предложения | |
по цели высказывания | по интонации | |
Повествовательное (рассказ, повествование) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
Вопросительное (вопрос) | Невосклицательное | ? |
Восклицательное | ? ! | |
Побудительное (приказ, просьба) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! |
Грамматическая основа предложения
(главные члены предложения)
Подлежащее (лежащее в основе предложения) | Сказуемое (что сказано о подлежащем) |
–это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. | –это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. |
–отвечает на вопросыкто?иличто? | –отвечает на вопросы чтоделает? что делал? что будет делать? каков? |
– подчёркивается одной чертой | –подчёркивается двумя чертами |
– может быть выражено: существительным Послышалась тихая музыка. местоимением Все собрались в зале. сочетанием слов Недавно у мамы было день рождения. | –может быть выражено: глаголом Весело запели петухи. существительным Моя сестра художница. прилагательным Ночь звёздная. кратким прилагательным Наша Катя аккуратна. |
– может быть одно подлежащее Ночь. Поздняя осень. | – может быть одно сказуемое Морозит. Запиши в тетрадь. |
Второстепенные члены предложения
- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.
Обстоятельство | Определение | Дополнение | |
–второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое. | –второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? | – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие. | |
обстоятельства образа действия Маша читает выразительно. обстоятельства времени Проливной дождь шёл ночью. обстоятельства места На тополях набухли почки. обстоятельства причины Земля сырая от дождя. обстоятельства цели Я пошёл в магазин за хлебом. | Зелёная листва шелестит на ветках. Листва (какая?) зелёная. Оля взяла мамин зонт. Зонт (чей?) мамин. | ||
На прошлом уроке мы узнали об определении. Узнали (о чём?) об определении. Ученики слушают учителя. Слушают (кого?) учителя. | |||
–подчёркивается – точка тире | –подчёркивается волнистой линией | – подчёркивается – тире, тире |
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Измени форму слова | Подбери однокоренное слово |
1.Один – много Трава –травы Звезда – звёзды 2. Много – один Шаги – шаг Грачи – грач 3. Что делал? Что делать? - Что делает? Смотрел, смотреть - смотрит Писал, писать - пишет | 1.Слово – предмет (имя существительное) Трещит – треск цветок – цвет 2. Слово – признак (имя прилагательное) Темнота – тёмный Ласкает – ласковый 3. Слово – действие (глагол) Кормушка -кормит ходьба – ходит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. Ковёр – коврик гнездо - гнёздышко |
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1.Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.
Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.
2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
6. Так же списывай остальные слова предложения.
План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.
2. Показать место ударения.
3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.
4. Дать характеристику звуков:
Если звук согласный определяете:
· парный или непарный по звонкости-глухости
· звонкий или глухой
· парный или непарный по твёрдости-мягкости
· твёрдый или мягкий
Если звук гласный определяете:
· ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков.
Образец
Фонетического разбора
Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.
п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.
л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.
о - [ а ] - гласн., безуд.
щ -[ щ¢] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.
а - [ а ] - гласн., уд.
д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.
к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.
а - [ а ] - гласн., безуд.
8 б. 8 зв.
Якорь –2 сл., 2 гласн., 2 согл
я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.
[а] – гласн., уд.
к – [к] – согл., парн. глух., парн. тв.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.
ь – [–]_________
5 б., 5 зв.