Задача с разрывными коэффициентами

Пусть Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru терпит разрыв в точке Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru . Что понимать под решением (1.4) – не очень понятно, так как дифференцирование в точке Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru неосуществимо. В этом случае принято ставить задачу так: решением задачи (1.4), (1.5) называют функцию, удовлетворяющую (1.4) при Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru и определенным условиям в точке разрыва. Исходя из физических соображений в точке разрыва, например, ставят условия непрерывности решения и непрерывности функции Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , т.е. требуют выполнения равенств (условий сопряжения)

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.8)

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.9)

Если задача (1.4), (1.5), например, описывает распределение температуры в стержне, то условие (1.9) означает непрерывность потока тепла.

Решение задачи (1.4), (1.5), (1.8), (1.9) удовлетворяет уравнению (1.7). Действительно, умножим (1.4) на Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru и проинтегрируем по (0, 1). После интегрирования по частям получим

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.10)

В силу (1.9) это равенство совпадает с (1.7). Таким образом, краевая задача (1.4), (1.5) в случае разрыва Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru имеет обобщенное решение, принадлежащее Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , но не принадлежащее Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru . В этом легко убедиться на примере. Рассмотрим задачу

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Решением этой задачи является функция

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Эта функция принадлежит пространству Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , но не принадлежит пространству Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , так как ее первая производная терпит разрыв.

Если обобщенное решение задачи (1.4), (1.5), (1.8), (1.9) имеет вторые производные на промежутках Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , то условие (1.9) выполняется автоматически: оно является свойством решения уравнения (1.7). Это нетрудно показать. Проводя в (1.7) интегрирование по частям, получаем

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Отсюда ввиду произвольности Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru следует, что условие (1.9) выполнено. Автоматизм выполнения условий (1.9) позволяет называть это условие естественным.

Иногда вместо условий сопряжения (1.8), (1.9) используют другие. Например, вместо (1.9) рассматривают условие

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.11)

Использование в этом случае обобщенной постановки задачи (1.4), (1.5), (1.8), (1.11) особенно целесообразно. В силу (1.10) и (1.11)

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.12)

Это уравнение играет туже роль, что и уравнение (1.7). С помощью (1.12) очевидным образом определяется обобщенное решение задачи (1.4), (1.5), (1.8), (1.11). Условие (1.11), так же как и (1.9), является естественным. Использование обобщенной постановки в виде уравнения (1.12) удобнее для построения численного метода, так как непосредственная аппроксимация условия (1.11) не проста.

Итак, обобщенная формулировка задач обладает целым рядом преимуществ по сравнению с дифференциальным уравнением.

Краевая задача (1.4), (1.5) называется первой краевой задачей, а условия (1.5) – краевыми условиями первого рода.

Рассмотрим теперь краевую задачу для уравнения (1.4) с условиями

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru (1.13)

Задачу (1.4), (1.13) называют второй краевой задачей, а условие (1.13) – краевым условием второго рода.

При тех же требованиях на коэффициенты, что и для первой краевой задачи, решение задачи (1.4), (1.13) принадлежит Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru . Наряду с Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru рассмотрим пространство Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru . Значок ''нолик'' здесь отсутствует. Это означает, что на концах отрезка функции не подчинены никаким граничным условиям, т.е. они ''свободны''.

Обобщенное решение (1.4), (1.13) определяется как функция из Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , удовлетворяющая (1.7) при произвольных Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru .

Различие в определении обобщенных решений для второй и первой краевых задач состоит в том, что обобщенное решение второй краевой задачи ищется среди функций, ''свободных'' на концах отрезка (0, 1).

Если обобщенное решение принадлежит Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , то нетрудно показать, что оно удовлетворяет краевым условиям (1.13). Интегрируя по частям, получим

Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru

Откуда, ввиду произвольности Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru , получим, что Задача с разрывными коэффициентами - student2.ru удовлетворяет как уравнению (1.4), так и краевым условиям (1.13). Условия (1.13), так же как и (1.9), выполняются для решения автоматически. Про них говорят, что они естественные.

Это свойство краевых условий будет использоваться при построении приближенных решений. Оно позволяет искать приближенное решение среди функций, свободных на границе. Следовательно, от координатных функций можно не требовать, чтобы они удовлетворяли краевым условиям.

Наши рекомендации