Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол

Какой одинаковый звук слышится в них? Охарактеризуй его.

Произнеси слова так, чтобы звук Л звучал мягко.

Прочитай слова с твёрдым и мягким Л парами. Запиши пары слов, которые ты запомнил. Подчеркни букву, обозначающую твёрдый звук, синим цветом, обозначающую мягкий звук — зелёным.

В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?



Выпиши из орфографического словаря в течение 5 минут 6 слов с твёрдым согласным звуком Л во 2-м ударном слоге,

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

С любыми выписанными словами составь предложения. Запиши в этих предложениях слова со звуками Л—Л'. Проанализируй их, выдели .афвыаф.

.Запиши двухсложные слова с твёрдым и мягким звуком Л в середине слова.

  О б р а з е ц: пальто палка  
••ль•• ••л••
••ль•• ••л••
••ль•• ••л••
••ль•• ••л••
••ль•• ••л••
[Польша, кольцо, пальцы, (Салки, вилка, щелка
килька, рельсы.) жилка, балка.)

Проанализируй.слова по звуковому составу.

Со словами, содержащими мягкий звук, составь словосочетания так, чтобы каждое слово содержало твёрдый звук. Докажи правильность выполнения

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

4. Прочитай слова:

лужи, пила, тело, вилка, лапоть.

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово, в котором звук Л произносился бы мягко — Л'.

Составь со 2, 3 и 4-м вновь образованными словами словосочетания гак, чтобы второе слово было тоже со звуком Л (твёрдым или мягким).

Проанализируй слова в словосочетаниях, обоснуй правильность их ; составления.

Прочитайвнимательно ряд букв:

луналимонголоваленкисельдь

Постарайся найти в этом ряду слова.

Сколько слов здесь зашифровано? Назови их. Проанализируй найденные слова по звуковому составу.

(Упражнение выполняют 2 ученика, один из которых — «контролёр».)

Звуки Р-Р'

1. Внимательно рассмотри рисунок.

(Логопед подбирает сюжетную картинку на любую тему. Условие: должно быть не менее 5 слов с твёрдым звуком Р и 5 слов с мягким звуком Р’

Назови сначала слова с твёрдым звуком Р, затем — с мягким — Р’

Составь по одному предложению, в которых были бы слова со звуком Р и со звуком Р’

Обоснуй правильность своего выбора.

2. Подбери слова, оканчивающиеся на твёрдый звук Р; начинающиеся с мягкого звука Р'.


Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru
Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

* Сыр, двор, топор.

*

       
    Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru
  Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

Ряд, река, риза

Сравни слова попарно и докажи правильность их подбора.

Составь с подобранными словами словосочетания так, чтобы и во втором словебыли звуки Р и Р'. Сравни слова в словосочетаниях, характеризуя звук Р.

3. Прослушай слова: горка, варка, зорко. Как произносится в них звук Р?

Произнеси данные слова так, чтобы твёрдый звук звучал мягко. Назови слова с изучаемыми звуками и запиши их. Обоснуй правильность выполнения задания.

4. Подбери к каждой букве слова брат 3 слова с твёрдым согласным Р и с мягким согласным Р':

Б борозда Р раки А арка Т трамвай
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

Запиши подобранные слова; обведи твёрдую согласную Р синим цветем, мягкую — зелёным.

Составь одно предложение со словом, в котором есть мягкий звук одно — с твёрдым звуком Р.

5. Подбери в течение 5 минут 4 слова с твёрдым согласным Р и 4 слова с мягким согласным Р'. Проанализируй их.

6. Внимательно прочитай:

Мы ряды встрече с Ритой. У Серёжи сильный жарь.
Перед лесом огромный рёв. Первые рады в зале уже были заняты. Быстрее жар картошку! Вдруг раздался
ров медведя.

Прочитай, правильно ли записаны предложения? Что надо в них изменить? Прочитай предложения правильно.

Скажи,каких слов в предложениях больше: с твёрдым или мягким согласным Р Докажи, что ты правильно это определил.

Прочитай слова, в которых буква Р находится после согласной; между гласными; охарактеризуй данный звук в этих словах.

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru 7.

а) Прочитай загадки и отгадай их.

Над землёю коромысло Без рук, без ног

солнышка повисло. Ворота отворяет

Найдислова со звуком Р. Дай характеристику звуку и определи его место в слове, запиши четырёхсложные слова; выдели в них ударный слог.

б) Отгадай ребусы:


Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru


Назови в отгадках слова со звуком Р? {Ветер, радуга.)

Проанализируй их и запиши звуками одно слово-отгадку по образцу.

Образец: пила [п'ила].

Составь со словами-отгадками предложения так, чтобы в предложении было 2-3 слова со звуком Р. Запиши их. Обведи твёрдую согласную синим цветом, мягкую — зелёным.

Звуки Л-Р (Л'-Р')

1.

а) Из 10 букв: л, у, а, п, м, н, о, т, и, е — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Л или Л'.

* Луна, лупа, липа, Лена, лента, лопата, лимон, лампа, лом, лото, лапти, лето, летун, лиана, лилипут, лиман, линолеум, Лина...

б) Из 10 букв: р, о, н, б, а, у, к, е, т, с — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Р или Р'.

* Рак, рок, рука, река, рыба, рыбак, рот, рост, росток, русак, ракета, ребус, раб(ы), рубка, раскат, растрата, раструб, ребро, рессора, ресурс, рыбка

Запиши в 2 столбика двухсложные и трёхсложные слова: в 1-й — со звуком Л или Л'; во 2-й — со звуком Р или Р’ Выдели ударный слог.

Докажи правильность выполнения задания.

Составь одно предложение со словом, содержащим звук Л или Л', или со словом, содержащим звук Р или Р'.

2. Кроссворд «Грибы».

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

Назови грибы, которые «спрятались» в кроссворде.

Подумай: какие грибы «спрятались» под цифрами 1; 2; 3? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место: какой он по счету, между какими звуками стоит; после какого звука?

Какие грибы «спрятались» под цифрами 4; 5; 6? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место.

Составь 3 предложения, включив в каждое названия двух грибов, включающих звуки Л (Л') и Р (Р'). Запиши их.

* Сыроежка, подберёзовик, мухомор, лисичка, боровик, волнушка.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)


Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

3. Чётко прочитай слова:

груз, корм, сторож, дрожь, треск, смотр.

Какой звук объединяет эти слова?

Измени слова так, чтобы них появился звук Л, в такой последовательности: слова, в которых звук Р — 3-й по счету; слова, в которых звук Р — последний; слова, в которых звук Р (Р') — 2-й по счету.

Помогай себе вопросом что делал?

Что изменилось в звуковом составе слова?

Какое слово ты не изменил?

Какой по счету звук Р в этом слове?

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

Составь 3 предложения с любыми тремя вновь образованными словами. Запиши их. Подчеркни в предложениях слова с изучаемыми звуками.

4.

а) Чётко прочитай поговорки-сравнения:

Голоден как волк. Труслив как заяц. Упрям как осёл. Болтлив как сорока. Хитёр как лиса. Храбр как лев.

Найди в поговорках слова, содержащие изучаемые звуки, и проанализируй их. Запиши те пословицы, которые ты запомнил. Скажи, про кого так говорят?

Составь 2—3 предложения с выбранными тобой поговорками. Запиши одно из них.

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru 6) Чётко прочитай слова. Проанализируй их, выделяя ударный слог:

верблюд, перепёлка, берлога, рыболовы.

Составь с данными словами предложения. Запиши их. Подчеркни букву Р — одной чертой; букву Л — двумя.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Звуки Ч-Т’

1. Рассмотри рисунок.

(Логопед предъявляет сюжетную картинку, на которой должны быть обязательно изображены: девочка, мальчик, утята, котёнок, речка, пчёлы, мяч, птички). Назови слова с изучаемыми звуками. Обоснуй правильность выбора слов. Запиши их в 2 столбика. По какому признаку ты их будешь так записывать"

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

2. Проанализируй слоги: -читъ, -чатъ.

В течение 5—6 минут назови слова, включающие эти слоги.

(Задание выполняется двумя учениками: один из них выступает в роли «контролёра». Затем дети меняются ролями.)

-читъ: выручить, соскочить, лечить, мочить, учить, точить, увеличить, получить, сличить...;

-чатъ: стучать, кричать, молчать, ворчать, начать, качать, торчать, получать, включать, встречать... .

3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:

учит, ворчит, точит, стучат, кричат, молчат.

Скажи, какие звуки в словах одинаковые?

Какой из них произносится твёрдо, а какой — мягко? Измени слова так, чтобы оба звука произносились мягко.

Составь 2 предложения с любыми из этих слов и запиши их. Обведи буквы, обозначающие мягкие звуки, зелёным цветом; твёрдые звуки — синим.

4. Внимательно прочитай предложения:

Кто любит титать книжки, тот полутяет пячёрки по
чтению Врать летил Тимофея. За деревней четёт тихая и
чёплая речка. В этот ветер был сильный вечер. От уста-
лости плети повисли как плечи.

Подумай, все ли слова написаны правильно? Скажи, что надо изменить? Докажи правильность своего ответа.

5. Прослушай предложения:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Почитай учителя, как родителя.

Ученику — удача, учителю — радость.

Назови слова с изучаемыми звуками. Определи их место в словах. Ученики записывают 2 предложения под диктовку логопеда.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)

Звуки Щ-С

1. Рассмотри внимательно картинки.

(Предъявляются предметные картинки: гусь, щипцы, клещи, лось, ящерица, лисята.)

Назови предметы, изображённые на картинках.

По какому признаку и на сколько групп можно распределить эти названия? Запиши слова в столбики по этому признаку. Выдели ударный слог.

Проанализируй двухсложные и трёхсложные слова (в виде развёрнутого учебного высказывания).

Запиши звуками слово ящерица. Докажи правильность своей записи.

2. Рассмотри внимательно ряд букв. Постарайся найти в нём слова:

тащусикисетоварищенокосяклещи.

Проанализируй найденные слова по звуковому составу. (Задание выполняют 2 ученика, один из которых выступает в роли «контролёра».)

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:

семена, жилище, женщина, гусеница, осень, ущелье, древесина, убежище, укрощать, засеять.
Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru

Подумай, какое задание с использованием этих слов можно предложить товарищу.

4. Прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:

  Около Ÿела берёзовая .... В норе пиŸят ры-      
  жие ... . Сегодня запреŸено ... больных. ПлюŸ  
  красиво обвил ажурную .... Скоро ВаŸя вытаŸит    
... гвоздь, Ÿегол клюет ....      
           

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения зада­ния в виде развёрнутого учебного высказывания.)

Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол - student2.ru 5. Запиши предложения под диктовку:

Наши рекомендации