Дифференциация твердых и мягких согласных
Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация букв:
А—Я: Бояться несчастья — счастья не будет. Апрель с водой, а май с травой. Автомат да лопата — друзья солдата.
У—Ю: День меркнет ночью, а человек — печалью. Не угадаешь, где упадешь, где утонешь. Встречают по платью, провожают по уму.
О—-Е: Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. Орла узнаешь по полету, а молодца по обороту.
Э—Е: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Это ежи, их руками не бери.
6. Письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами.
И—У: Физкультура и труд здоровье несут. У семи нянек дитя без глазу.
И—III:Нет в мире краше Родины нашей. Шила в мешке не утаишь. Каши маслом не испортишь.
И—Ц: Не хвались отцом, хвались сыном-молодцом. Не велика птица — синица, да умница.
В—Д: Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. В здоровом теле здоровый дух.
Б—Д: По добру —- добро, по худу — худо. Маленькое дело лучше большого безделья. Бодливую корову из стада вон.
II—Т: При солнышке тепло, при матери добро. Рано не встал — потерял день, в детстве не учился — потерял жизнь.
Л—М: Торопливый делу не помогает. Малому да глупому все с рук сходит. Лоб широк, да мозгу мало.
О — А: Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай. Родилась пригожа, да по нраву негожа.
ч
III—-Щ: Книга — лучший товарищ. Щи да каша — пища наша.
Х-—Ж: Дом хороший, да хозяин негожий. Хороша рыба на чужом блюде. Если б хлеб да,одежа, да и ел бы лежа.
3—Е: Всяк Еремей, про себя разумей. Здоровому все здорово.
ГЛАВА 3
ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКЕ
Проводиласьли коррекция дефекта иее результат
Логопедическое заключение
Указать:
1. Степень нарушения чтения и письма (агра
фия, дисграфия; алексия, дислексия).
2. Характер нарушения чтения и письма (вид
дислексии, дисграфии).
I. На основе анализа письменных работ учеников 1—2 классов массовой школы:
1) определить степень выраженности дисграфии
(тяжелую, средней степени, легкую);
2) систематизировать ошибки в письменных ра
ботах детей, учитывая выделенные в данном посо
бии группы ошибок на письме;
3) назвать дисграфические и дизорфографиче-
ские ошибки, объяснить, в чем их различие;
4) выделить графические ошибки в работах;
5) определить ошибки, связанные с нарушени
ем фонематического восприятия (слуховой диффе
ренциации);
6) назвать ошибки, связанные с нарушением
анализа предложения на слова, слогового анали
за, фонематического анализа;
7) указать аграмматизмы на письме;
8) указать предполагаемые формы дисграфии на
основе контекста выделенных ошибок, аргументи
ровать предположения.
(Ответы на задания см. на с. 114)
с Оки. . |
пгпша, Оии. с у ' СТГТ " У1 Ш |
ишсн и. |
II. На основе анализа речевых карт обследования школьников сделать логопедическое заключение.
шшл. |
РЕЧЕВАЯ КАРТА 1
Анкетные данные
Анамнез 1. Нервно-психических, хронических сомати ческих заболеваний и речевых нарушений у роди телей и ближайших родственников не отмечалось. 2. Девочка от третьей беременности, протекав шей с токсикозом. Роды преждевременные (26 не дель). Вес при рождении 1980 граммов. Длительно находилась на отделении недоношенных. 3. Раннее психомоторное развитие протекало с задержкой. 4. Речь появилась в 4 года.. |
Состояние звукопроизношения Полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии: боковой сиг-матизм свистящих и шипящих звуков, параламб-дацизм, одноударный ротацизм. |
1. Наташа К.
2. 11 лет.
3. Вспомогательная школа-интернат . 2, 3 класс.
4. Русская.
5. Приходящая.
6. Домашний адрес: ул. Зины Портновой, д. 17,
кв. 39.
Все нарушения звукопроизношения проявляются как в изолированном произношении, так и в словах, предложениях, связной речи.