Анатомическое строение артикуляторного аппарата
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляторного аппарата:
— челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти);
— соотношение верхней и нижней челюсти, т. е.
дефекты прикуса (передний открытый, боковой от
крытый, перекрестный прикус, прогения, прогна-
тия);
— зубов (двойной ряд зубов, отсутствие зубов,
очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы
между передними зубами);
— языка (толстый, мясистый, «географический»
язык, длинный узкий язык, короткая подъязыч
ная связка);
— твердого неба (высокое узкое, так называемое
готическое небо, низкое, плоское, наличие расще
лин, их характер);
— мягкого неба (нормальное или укороченное,
наличие раздвоения, расщепления маленького
язычка, отсутствие его);
— губ ( излишне толстые губы, наличие рубцов,
короткая верхняя губа).
Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова
Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры:
сыр, снег, текст, рога, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчики, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.
Особенности ручной и речевоймоторики
1. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.
1. Определение ведущей руки, ноги, глаза.
2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой ру
кой левое ухо», «Левой рукой правое ухо», пред
лагается показать правые и левые части тела у на
против сидящего человека.
3. Оптико-кинестетическая организация движе
ний (пробы на праксис позы).
■ Ш ЗАДАНИЯ
1. Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.
2. Вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы
(остальные пальцы при этом согнуты).
4. Динамическая организация движений пальцев.
Ш ЗАДАНИЯ
1. Перебор пальцев. Предлагается поочередное
прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 паль
цам, которое производится одновременно двумя ру
ками, сначала в медленном, затем в более быстром
темпе.
2. «Игра на рояле». Поочередное прикосновение
пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и
от мизинца к большому пальцу (1, 2, 3, 4, 5; 5, 4,
3, 2, 1), сначала правой, далее левой, в дальней
шем двумя руками.
2. Исследование речевой моторики.
Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам:
— наличие или отсутствие движений;
— тонус (нормальное напряжение, вялый, чрез
мерно напряженный);
— активность движений (нормальная актив
ность, заторможенность или расторможенность);
— точность (точное или неточное выполнение
движений);
— длительность выполнения движений, т.е. спо
собность удерживать органы артикуляторного ап
парата в заданном положении в течение определен
ного времени;
— переключаемость движений (плавный или толч
кообразный, с лишними движениями переход);
— темп движения (нормальный, быстрый, за
медленный);
— замена одного движения другим;
— наличие синкинезии, добавочных, лишних,
содружественных движений.
Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию, словесной инструкции, спонтанных движений.
Примерные артикуляторные упражнения и критерии их выполнения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Упражнения | Параметры | ||||||||
Наличие или отсутствие движений | Тонус | Активность | Объем | Точность | Темп | Замена | Синкинезии | Переключаемость | |
Для мышц лица 1.Нахмурить брови (рассердиться) | |||||||||
2. Поднять брови вверх (удивиться) | |||||||||
3. Зажмурить глаза | |||||||||
4. Спокойно закрыть и открыть глаза | |||||||||
5. Широко раскрыть глаза | |||||||||
6. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз |
7. Надуть щеки («толстячок») 8. Втянуть ще ки («худышки») 9. Надуть толь ко правую щеку 10. Надуть толь ко левую щеку 1. Рот широко открыть-закрыть 2. Нижняя челюсть вправо—влево 1. Растянуть губы в улыбке 2. Вытянуть губы вперед трубочкой 3. Улыбка-трубочка 4. Поднять верхнюю губу вверх 5. Опустить нижнюю губу вниз 6. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу ВНИЗ |
Продолжение табл. 2
5 I 6 | 7 I 8 I 9"
Продолжение табл. 2 | |||||||||
Д щ п.м.пса 1 Н.п.мс, III II | НИШ II ( » ЧШШТОЧКОЙ») пи пиленой гуГн1 | |||||||||
'.',. Высунуть улкий язык (<■ жилом») | |||||||||
.4. Язык широ- 1' 1111 УЗКИЙ | |||||||||
I Широкий и.п.не на верхнюю, на ниж-ик но губу (<> к.ччели») | |||||||||
.'». Круговое облизывание пончиком языки губ («вкус-нос варенье») | |||||||||
(>. Язык л форме «лодочки» (боковые края языка приподняты) | |||||||||
7. Язык и форме «чашечки» | |||||||||
8. Пощелкать (поцокать) язычком | |||||||||
9. Язык вправо—влево («маятник ») |
Для мягкого н ба 1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук А 2. Широко открыть рот и зевнуть |
Окончание табл. 2 Т(Г
употребление основных видов интонации, их ■ 11 ггикон;
им разительность (нормальная, маловырази-■имн.шш, монотонная речь).
Исследование слуховой функциии восприятия речи
1.Состояние биологического слуха (по данным
медицинской карты).
2. Состояние восприятия речи (определяется ло
гопедом в процессе беседы с ребенком и при вы-
поппении специальных заданий).
Исследуется как выполнение изолированных движений, так и серий движений, а также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.