Провести реконструкцию цеха
При выборе первого варианта следует иметь в виду, что мощности оборудования не столь большие, чтобы обеспечить возросшую потребность (из-за физического износа линии), а качество производимой продукции не соответствует международным требованиям (т.е. необходимо учитывать моральный износ линии). Поэтому следует ожидать, что даже в условиях предполагаемого повышенного спроса выпущенные на существующем оборудовании материалы не будут востребованы (реализация будет падать), соответственно мощность производства не будет расти.
При выборе второго варианта решения после реконструкции производительность увеличивается в 2 раза по сравнению с существующей технологической линией, качество выпускаемой предприятием продукции будет соответствовать международным требованиям, она сможет конкурировать с главными производителями стекловолокна. Повысятся основные технико-экономические показатели. Однако существует определенный риск проекта, поскольку необходимы большие капитальные вложения (большая часть которых — из заемных источников).
Дальнейшее построение дерева решений здесь достаточно очевидно. От варианта «работать на существующем оборудовании» пойдут линии к решениям, связанным с упрощением ассортимента выпускаемой продукции, поиском ниши рынка, готовой принимать продукцию более низкого качества, и т.д. Это линия на выживание в условиях отставания от научно-технического прогресса вплоть до ликвидации предприятия. В некоторых условиях ликвидация предприятия — это оптимальный выход.
От варианта «провести реконструкцию цеха» пойдут линии двух типов — сначала «технологические», а затем «финансовые». Сначала надо выбрать конкретный вариант реконструкции и подготовить бизнес-план соответствующего инвестиционного проекта. Затем необходимо обеспечить финансовые поступления для выполнения этого инвестиционного проекта, обеспечив минимальный риск для предприятия. Здесь проблема — выбор кредиторов и заемщиков, заключение с ними договоров на приемлемых условиях.
Кроме последовательного принятия решений, декомпозиция задач принятия решений используется для «разделения проблем на части». При этом результатом декомпозиции является не выбор одного из большого числа вариантов, как при последовательном принятии решений, а представление решаемой задачи в виде совокупности более мелких задач, в пределе — таких задач, методы решения которых известны.
Пример 2.5. Рассмотрим проблему борьбы с транспортным шумом. Целесообразно выделить следующие типы мероприятий:
1) связанные с источником шума;
2) проводимые на месте проявления шума;
3) проводимые на пути распространения шума;
4) относящиеся ко всей системе транспортных средств;
5) связанные с реконструкцией транспортной системы и разработкой способов ее технико-экономической оценки.
В отличие от примера 2.3, здесь не идет речь о том, чтобы выбрать один из вариантов решения. Наоборот, для эффективной борьбы с транспортным шумом необходимо использовать все ветви, все пять типов мероприятий.
Источник шума — это автомашина. Поэтому сразу выделяются три направления воздействия на ситуацию:
1.1) конструкция автомашины (включая регулировку ее узлов);
1.2) топливо;
1.3) дорога.
Непосредственная защита от шума может быть индивидуальная — шлемы, наушники, вставки в уши — «беруши» (сокращение от «берегите уши»), а может быть и коллективная (звуконепроницаемые оконные рамы, стены со звукоизоляцией). Поэтому мероприятия на месте проявления шума естественным образом делятся на два класса:
2.1) индивидуальная защита от шума;
2.2) подавление шума в зданиях.
Можно ослабить шум «по дороге». Хорошо известны различные способы, используемые для этого:
3.1) сооружение звукозащитных стен и экранов, отражающих звуковые волны в безопасных направлениях;
3.2) создание звукозащитных полос из деревьев и кустарников;
3.3) противошумное расположение зданий на местности (как по расстоянию от источника шума, так и по ориентации зданий относительно него и друг друга).
Снижение шума возможно также с помощью различных мероприятий, относящихся ко всей системе транспортных средств.
Речь идет о рациональной организации движения в рамках действующей транспортной системы. Эта рациональная организация осуществляется региональными властями административными и частично организационно-экономическими методами. Примерами подобных мероприятий являются:
4.1) направление транзитного транспорта в объезд крупных городов;
4.2) ограничение движения транспорта в определенные часы или по определенным улицам;
4.3) планирование движения транспорта — по времени, по скорости, по маршрутам.
Наконец, необходимо обсудить мероприятия, нацеленные на будущее. Они связаны с реконструкцией транспортных систем и разработкой способов ее технико-экономической оценки. Каков должен быть транспорт будущего? Ясно, что в нем должны быть предусмотрены меры, направленные на снижение шумовой нагрузки. Технико-экономическая оценка транспортных систем будущего должна определяться с учетом шумовой нагрузки. Выразим это как
5.1) шумоподавление в проектируемых и реконструируемых транспортных системах.
Таким образом, одна исходная задача породила 12 новых.
Надо не выбирать одну из них, а решать все 12. Однако каждая из 12 является более конкретной, чем исходная. Ее легче решить (после дальнейшей декомпозиции), чем исходную.