Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками

Коррекционная работа по развитию предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками строится с учетом результатов диагностических данных и онтогенетической последовательности овладения детьми с речевой патологией различными грамматическими категориями. С этой целью определены следующие направления коррекционного воздействия:

- развитие умения определять род различных частей речи по их конечной части слова;

- развитие умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных.

Практическое задание 6:

1.Составьте карточки-схемы, аналогичные предыдущим, которые будут помогать учениками в определении рода различных частей речи по их конечной части слова.

2. Приведите примеры заданий игрового характера, которые будут способствовать развитию умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных.

Критерии оценки:

4.1. Развитие умения определять род различных частей речи по конечной части слова

Развитию данных умений способствуют следующие упражнения.

A. Определение рода существительных по конечной букве.

Материал - карточки с частями слов: земл... (), кро... (), картин... (), солнц... (), неб... (), бумаг... (), дива... (), пале... ().

Ученику предлагается прочитать слова, вставить пропущенные буквы и местоимения (он, она, оно) в скобки. Вместе с учителем уточняется закономерность между написанием конечной буквы слова и родом существительных.

Б. Определение рода существительных по окончанию.

Материал - карточка со словами, в которых пропущены буквы: ...кон (), ...са (), ...ло (), ...ро (), ...ра (), ...пор () и слоги: бал-, ли-, прави-, вед-, ды-, то-.

Учащемуся предлагается подобрать соответствующие слоги и вставить их в слова, чтобы получилось слово (был - балкон) и определить его род. Затем он должен подставить к указанным словам местоимения (он, она, оно) и объяснить свой выбор. При затруднении показывается карточка со слогами, составляется слово, которое затем соотносится с местоимением.

B. Развитие умения понимать грамматические значения уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением увеличения.

Материал - картинки с изображением стола и столика, мяча и мячика, платка и платочка, дома и домища, глаза и глазища, носа и носища. Ученика просят назвать изображенные предметы, сказать, чем они отличаются .друг от друга, определить общую часть и выделить части, различающие слова.

Г. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных со значением лица при помощи суффиксов -гик--щик-.

Речевой материал - слова: резать - резчик, лакировать - лакировщик, газ - газовщик, обувь - обувщик, сваривать - сварщик. Учащемуся предлагается прочитать пары слов и объяснить их значения, указать в чем различие и сходство словоформ.

Д. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных со значением предмета (с суффиксами -илк-, -ник-).

Материал - карточки со словами: копить - копилка, коптить - коптилка, ночь - ночник, цветы - цветник. Процедура и инструкция - те же.

Е. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных с различными суффиксами. Речевой материал - стихотворение:

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок...

В. Голяховский

Учитель читает стихотворение и просит сказать, кто такие Шурш, Шуршиха и Шуршонок.

Домашнее задание:

1)И.В. Прищепова стр 175- 184 читать и учить

2)Привести пример каждого вида задания, встроенного в содержание индивидуально-коррекционного занятия по русскому языку (тема и класс - на выбор студента, но обязательно в соответствии с программным содержанием).

На следующее занятие принесите картинки с изображением слов-синонимав, слов -паронимов, слов -антонимов, верьбальный материал с использованием этих же категорий (стихи, рассказы)

Практическое занятие 7.

Обогащение и развитие лексики младших школьников на индивидуально-коррекционных занятиях

План:

1.Содержание коррекционной деятельности по обогащению и развитию лексики

2. Основные приемы работы по обогашению и развитию лексики младших школьников на индивидуально-коррекционных занятиях

3.Практическое занятие 7.

Содержание коррекционной деятельности по обогащению и развитию лексики

Индивидуально-коррекционная работа по обогащению и развитию лексики строится с учетом особенностей формирования словаря у детей с данной речевой патологией. Коррекционное воздействие направлено на:

-развитие объема и качества номинативного словаря,

- умения называть действие по предъявленному предмету,

- подбирать определения к слову, обозначающему предмет,

-отбирать слова-антонимы,

-отбирать слова-синонимы,

-находить слова-омонимы,

-узнавать слова и объяснять их значения,

-выделять и объяснять переносные значения словосочетаний и предложений.

С целью обогащения и развития лексики учащихся младших классов предлагаются следующие упражнения.

Наши рекомендации