Изменения, касающиеся инстинктивных влечений

Говоря о сексуальных инстинктивных влечениях у подростков, я считаю полезным разделить количественные и качественные изменения. Первое, что мы наблюдаем в предподростковый период, —это беспорядочное усиление активности влечений,

326 Раздел V. Детская психопатология

воздействующее навсе аспекты, характеризующие детскую сексуальность. Мы отмечаем сексуально-агрессивные реак­ции, свойственные первым пяти годам жизни. В это время до­стигший предподросткового возраста индивид становится, как на ранней стадии, более ненасытным, более жадным, более жестоким., более грубым, более навязчивым и любопытным, более хвастливым, более эгоцентричным, более невниматель­ным к другим, чем он был раньше. За увеличением инфантиль­ных элементов практически сразу же следует изменение каче­ства влечений, а именно: смена нрегенитальных сексуальных импульсов генитальными. Этот новый элемент ставит подро­стка перед опасностью, с которой он не привык бороться. Так как на этой стадии он все еще живет и функционирует как член семейного союза, он оказывается перед возможностью позво­лить новым генитальным побуждениям связаться со старыми объектами любви, то есть родителями и сиблингами.

Изменения вструктуре эго

Наблюдатель может запутаться сперва в сексуально-агрес­сивном прегеннтальном поведении, а затем в инцестуозных фантазиях, которые и вызывают изменения в структуре эго, что производит на наблюдателя впечатление полного перево­рота в личности подростка, а также его полной непредсказу­емости. Подростком предпринимаются серьезные попытки удержать под контролем возрастающее количество влечений, так же как это происходило в недавнем прошлом. Это удается за счет большого напряжения со стороны защиты. Это озна­чает, что е дело вступает больше подавления, больше реактив­ных образовании, больше идентификаций и проекций, в не­которых индивидуальных случаях наблюдаются даже более решительные попытки рационализации и сублимации. Это также означает, что цслосгная защитная система эго перенап­ряжена, что чревато срывами в ситуациях неистовой активно­сти инстинктов. Когда мы подходим к подростку, мы никогда не знаем, с чем столкнемся: с его перенапряженной, затормо­женной, глубоко защищенной личностью или инфантильной, открыто агрессивной, открыто сексуальной несдержанной сущ­ностью.




Подростковый возрост как нарушение развития327

Изменение отношения к объектам

То, что в какой-то степени защищало подростка от давления большого количества инстинктов, оказывается совершенно неэффективным против получивших пальму первенства гени-тальных стремлений, присущих взрослой сексуальности. Ни­что не поможет подростку избежать полного отказа от людей, которые были важны для него как объекты привязанности в прошлом, мы говорим о родителях. Борьба с родителями про­является в различных формах: открытое проявление безразли­чия к ним, то есть отрицание их значимости; пренебрежение ими, так как, считая их глупыми, бесполезными и ни па что не способными, подростку оказывается легче жить без них; что подтверждают открытая дерзость и бунт против убеждений и соглашений, которые они раньше разделяли. От того, что все это перемежается возвратами к беспомощности и зависимос­ти, родителям не становится легче. Очевидно, что задача, сто­ящая перед ними, двояка: держаться в тени, быть невосприим­чивыми и в то же время полностью измениться, как только по­надобится быть заботливыми, бдительными и полезными, как раньше.

Чем крепче была связь между ребенком и родителем, тем более жестокой будет борьба с ним в подростковый период.

Изменения в идеалах и социальных отношениях

Возрастные изменения в социальных отношениях подростка являются прямым следствием его выхода из семьи. Он не толь­ко остается без своих старых привязанностей; вместе с при­вязанностью к родителям он перечеркивает идеалы, которые раньше разделял с ними, и ему необходимо найти замену этим идеалам.

Вот два пути, которые, как я предполагаю, ведут к разным образцам подростковой культуры. Некоторые подростки поме­щают на место родителей лидера, выбранного ими самостоятель­но, но который является представителем старшего поколения. Этим человеком может быть университетский преподаватель, поэт, философ, политик, который наделяется богоподобными качествами и за которым следуют радостно и без оглядки. В на­ше время подобные решения относительно редки. Более часто

328 Раздел V. Детская психопатология

осуществляется вторая возможность, когда группа ровесников в целом или ее представитель возводится в роль лидера и стано­вится непререкаемым судьей в вопросах морали и эстетических ценностей.

Отличительным признаком новых идеалов, так же как и но­вых эмоционально значимых объектов, является их противопо­ложность предыдущим. В далеком прошлом, когда я сама была подростком, я участвовала в так называемом Молодежном дви­жении, первой попытке организации независимой подростко­вой культуры. Оно было направлено против буржуазного само-* довольства и капитализма и проповедовало идеи социализма, интеллектуальной свободы, эстетизма и т. д. Поэзия и класси­ческая музыка — то, во что не верили взрослые, объединяло подростков. Мы знаем, насколько изменились времена за два поколения. Теперь подросткам все труднее открывать новые идеи — неважно, конструктивные или гибельные, но способные провести разграничительную линию между их собственными жизнями и жизнями их родителей.

Наши рекомендации