Изменения, касающиеся инстинктивных влечений
Говоря о сексуальных инстинктивных влечениях у подростков, я считаю полезным разделить количественные и качественные изменения. Первое, что мы наблюдаем в предподростковый период, —это беспорядочное усиление активности влечений,
326 Раздел V. Детская психопатология
воздействующее навсе аспекты, характеризующие детскую сексуальность. Мы отмечаем сексуально-агрессивные реакции, свойственные первым пяти годам жизни. В это время достигший предподросткового возраста индивид становится, как на ранней стадии, более ненасытным, более жадным, более жестоким., более грубым, более навязчивым и любопытным, более хвастливым, более эгоцентричным, более невнимательным к другим, чем он был раньше. За увеличением инфантильных элементов практически сразу же следует изменение качества влечений, а именно: смена нрегенитальных сексуальных импульсов генитальными. Этот новый элемент ставит подростка перед опасностью, с которой он не привык бороться. Так как на этой стадии он все еще живет и функционирует как член семейного союза, он оказывается перед возможностью позволить новым генитальным побуждениям связаться со старыми объектами любви, то есть родителями и сиблингами.
Изменения вструктуре эго
Наблюдатель может запутаться сперва в сексуально-агрессивном прегеннтальном поведении, а затем в инцестуозных фантазиях, которые и вызывают изменения в структуре эго, что производит на наблюдателя впечатление полного переворота в личности подростка, а также его полной непредсказуемости. Подростком предпринимаются серьезные попытки удержать под контролем возрастающее количество влечений, так же как это происходило в недавнем прошлом. Это удается за счет большого напряжения со стороны защиты. Это означает, что е дело вступает больше подавления, больше реактивных образовании, больше идентификаций и проекций, в некоторых индивидуальных случаях наблюдаются даже более решительные попытки рационализации и сублимации. Это также означает, что цслосгная защитная система эго перенапряжена, что чревато срывами в ситуациях неистовой активности инстинктов. Когда мы подходим к подростку, мы никогда не знаем, с чем столкнемся: с его перенапряженной, заторможенной, глубоко защищенной личностью или инфантильной, открыто агрессивной, открыто сексуальной несдержанной сущностью.
Подростковый возрост как нарушение развития327
Изменение отношения к объектам
То, что в какой-то степени защищало подростка от давления большого количества инстинктов, оказывается совершенно неэффективным против получивших пальму первенства гени-тальных стремлений, присущих взрослой сексуальности. Ничто не поможет подростку избежать полного отказа от людей, которые были важны для него как объекты привязанности в прошлом, мы говорим о родителях. Борьба с родителями проявляется в различных формах: открытое проявление безразличия к ним, то есть отрицание их значимости; пренебрежение ими, так как, считая их глупыми, бесполезными и ни па что не способными, подростку оказывается легче жить без них; что подтверждают открытая дерзость и бунт против убеждений и соглашений, которые они раньше разделяли. От того, что все это перемежается возвратами к беспомощности и зависимости, родителям не становится легче. Очевидно, что задача, стоящая перед ними, двояка: держаться в тени, быть невосприимчивыми и в то же время полностью измениться, как только понадобится быть заботливыми, бдительными и полезными, как раньше.
Чем крепче была связь между ребенком и родителем, тем более жестокой будет борьба с ним в подростковый период.
Изменения в идеалах и социальных отношениях
Возрастные изменения в социальных отношениях подростка являются прямым следствием его выхода из семьи. Он не только остается без своих старых привязанностей; вместе с привязанностью к родителям он перечеркивает идеалы, которые раньше разделял с ними, и ему необходимо найти замену этим идеалам.
Вот два пути, которые, как я предполагаю, ведут к разным образцам подростковой культуры. Некоторые подростки помещают на место родителей лидера, выбранного ими самостоятельно, но который является представителем старшего поколения. Этим человеком может быть университетский преподаватель, поэт, философ, политик, который наделяется богоподобными качествами и за которым следуют радостно и без оглядки. В наше время подобные решения относительно редки. Более часто
328 Раздел V. Детская психопатология
осуществляется вторая возможность, когда группа ровесников в целом или ее представитель возводится в роль лидера и становится непререкаемым судьей в вопросах морали и эстетических ценностей.
Отличительным признаком новых идеалов, так же как и новых эмоционально значимых объектов, является их противоположность предыдущим. В далеком прошлом, когда я сама была подростком, я участвовала в так называемом Молодежном движении, первой попытке организации независимой подростковой культуры. Оно было направлено против буржуазного само-* довольства и капитализма и проповедовало идеи социализма, интеллектуальной свободы, эстетизма и т. д. Поэзия и классическая музыка — то, во что не верили взрослые, объединяло подростков. Мы знаем, насколько изменились времена за два поколения. Теперь подросткам все труднее открывать новые идеи — неважно, конструктивные или гибельные, но способные провести разграничительную линию между их собственными жизнями и жизнями их родителей.